понедельник, 19 марта 2012 г.

22-е ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ ТРОИЦЫ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Матфея 18,23-35.
"Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" 


Возлюбленные в Господе! В нашем сегодняшнем Евангелии Господь Иисус рассказывает нам об одном человеке, который был помилован и все же погиб. Погиб, потому что не хотел оказать такую же милость своему сотоварищу, какую незадолго до этого оказал ему его государь. И после того, как Господь Иисус рассказал эту притчу. Он требовательно обращается и к нам: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца согрешений брата своего".
Как важно и как необходимо то, чтобы мы прощали друг друга от сердца. Ибо только при таком условии прощает нам Бог. Мы все снова слышим из уст нашего Спасителя увещевание: "Прощайте и прощены будете, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Так звучат увещевания Господа. И все же мы всегда по-разному относимся к Богу и к своим товарищам. От Бога мы хотим иметь прощение грехов, своего же товарища за его долги мы готовы бросить в темницу. У Бога мы ищем милости, но своего товарища готовы судить по всей строгости закона.
Но так не должно быть, мои дорогие! Кто по разному будет относиться к Богу и к людям, тот ошибется, тот погибнет.
Этому нас ясно учит Господь Иисус в нашем Евангелии. Поэтому постараемся себе в предостережение понять притчу о злом рабе.
Эта притча:
1. о помиловании и
2. о проклятии.

Господь, наш Бог, вот мы стоим, твои рабы и рабыни пред Тобою, как раб в Евангелии пред своим царем, такие же нищие, такие же должники, такие же погибшие, ибо мы не можем Тебе на тысячу вопросов дать хотя бы один ответ. Не входи с нами в суд, как мы этого заслужили, но прости нам наши долги по твоей милости и благодати. И дай нам новое сердце, чтобы мы были готовы прощать нашим товарищам все их долги, чтобы Твоя милость не была отнята от нас и мы не были бы отданы истязателям.
Аминь.


I

Мои дорогие, вдумаемся в текст Евангелия, в котором Господь говорит о помиловании раба: "Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими". Под царем в притче подразумевается Господь Бог. Рабы - это все мы. Он нас создал и для того пустил нас в мир, чтобы мы Ему служили и исполняли Его волю. Все, что мы имеем, мы имеем только от Него. Чем мы являемся, тем мы стали только через Него. Он каждому из нас указал определенное место в жизни, но от нас всех Он требует: "Будьте святы, ибо Я свят, Господь ваш Бог". Святы дел, святых слов, святых сердец требует от нас Бог.
Тем, которые соблюдают Его заповеди, Он обещает милость и все доброе. Но тем, кто преступает Его заповеди, угрожает Он своим гневом и своим наказанием и говорит: "Проклят, кто не исполняет все слова закона".
Это говорит сильный, ревностный Бог, который хочет каждому воздать по делам его. И Бог, который создал нас и возвестил нам Свою волю, сочтется однажды с нами. Мы все должны будем предстать пред Его престолом, хотим мы этого или нет. Этого дня никто не избежит. Мы часто тоже поступаем так, как те, которые наделали кучу долгов, но о расчете не помышляют. Мы тоже мало задумываемся о дне, когда Господь скажет нам: "Дай отчет о твоем домоуправлении, дай отчет о том, как ты Мне служил!" И что же? Будут ли наши долги нам прощены лишь потому, что мы не задумываемся о дне отчета? О, нет! Кто здесь в этой жизни не приведет в порядок свои долги с Богом, тот будет там ввергнут в вечную темницу. Господь хочет с нами сосчитаться.
Сегодня, когда мы слышим Евангелие о царе, который хотел бы сосчитаться со своими рабами, сегодня Он требует и от нас отчета. Но как мы устоим перед Ним? В нашей притче говорится: "Когда начал царь разбираться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов". 10 тысяч талантов был должен раб своему царю! Это значит, такую большую сумму, которую он никогда бы не смог заплатить. Так же велик и наш долг перед Богом, так велик, что мы его никогда не сможем заплатить. Мы все должны будем пред Ним онеметь, если Он захочет свести с нами счеты. Если мы сосчитаем все греховные дела, которые совершили, все греховные слова, которые сказали, все греховные похоти и страсти, которыми мы запятнали свою совесть и еще каждый день и каждый час заново совершаем - не выльется ли это в такой же непомерно великий долг, как долг раба, с которым хотел посчитаться царь?
Что же нам тогда делать, если Бог захочет с нами посчитаться, если Бог захочет с нами судиться?
Можем мы извиняться и оправдываться? Можем ли мы наш долг отрицать? Ведь именно так поступают многие, очень многие, но за такое еще ни один человек не получил прощения грехов.
Наше Евангелие говорит нам о том, как нам поступить, чтобы получить прощение. Когда раб не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. И тогда раб тот пал и взмолился: "Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу". Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и простил ему его долг.
Это, мои дорогие, и есть тот путь, следуя которым, мы можем обрести милость у Бога. Мы должны преклониться пред Ним, осознать наши грехи и просить у Него благодати и милосердия, и тогда Господь простит нам наши грехи. Наши долги ведь уже все оплачены - Христос их оплатил ценою Своей святой, дорогой крови. Но только тому, кто просит, будет дано, только кто ищет, тот найдет, только кто стучит, тому отворят!
Мытарь, обремененный грехами и долгами, пришел в храм. Но когда он молился: "Боже! будь милостив ко мне, грешнику!" - тогда пошел он оправданным в дом свой. Разбойник висел, обремененный грехами и долгами, на кресте, но когда молился: "Помяни меня. Господи, когда придешь в Царство Твое!", то обрел благодать у Бога и услышал из уст Спасителя обещание: "Ныне будешь со Мною в раю".
Раб в нашем Евангелии должен был 10 тысяч талантов, но когда он взмолился о милости, то государь, умилосердившись над ним, отпустил его и простил ему его долг. Так и мы стоим не только перед святым и праведным Богом, но и перед милосердным Богом, который говорит: "Жив Я, Господь Бог; не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был".
Укажите Ему на слово - оно же исходит из Его уст, укажите Ему на кровь и раны Иисуса, укажите Ему на вашу нищету и вашу греховную нужду; тогда Он и над вами смилуется и простит, и освободит вас от всех грехов, в которых вы обвиняетесь, точно так же, как и царь в нашем Евангелии простил рабу весь долг.

II

Но, увы, помилованный раб все же погиб. Об этом говорит Господь во второй части притчи. Почему?
Царь ведь простил ему его долг. В приподнятом настроении вышел он от государя. Тяжелый камень долга, который его долго давил, был с него снят. На сердце у него стало легко и радостно. Но что происходит далее? Он встречает одного из товарищей своих, который должен был ему 100 динариев, - всего лишь 100 динариев, но он, схватив его, стал душить, требуя: "Отдай мне, что должен". Тогда товарищ его пал к ногам его и умолял его, и говорил: "Потерпи на мне и все тебе отдам". Но прощенный злой раб не захотел ждать, а пошел и посадил его в темницу, пока тот не отдаст долга. Как вы думаете, мои дорогие, имел он право так поступать? Имел ли он право требовать от своего товарища уплату долга и посадить его в темницу из-за того, что он не мог сразу же вернуть долг?
Конечно, по земному правосудию он имел право так поступить. Он мог сказать: какое отношение к нему имеет то, что мой царь мне простил мой большой долг, я хочу вернуть свое, товарищ должен мне столько-то, и если не может уплатить этот долг, то я имею право пожаловаться на него и посадить в темницу. Но Бог судит иначе, чем законы земного правления. Земные власти судят по закону справедливости, Бог же по закону милости.
Если мы хотим обрести милость у Бога, то должны тоже оказывать милость нашему ближнему. Кто не хочет оказывать милости своему ближнему, кто не проявляет милосердия к умоляющему его товарищу, кто настаивает на том, чтобы его наказать по строгости закона, с тем и Бог поступит по всей строгости Своей справедливости. От того отнимется вся милость и он будет отдан истязателям, пока не отдаст все, что он должен.
Мои дорогие! Если мы хотим кого-нибудь похвалить, то говорим о нем: он справедливый человек, он никогда не обидит, он каждому воздает справедливо. Но быть только справедливым для христианина еще недостаточно, мои дорогие. Мы должны быть не только справедливыми, но и милосердными, как и наш Отец Небесный милосерд. Мы не должны нашего бедного товарища, который просит нас потерпеть и простить его, осуждать и отдавать под суд, ибо каким судом мы судим, таким и мы будем судимы. Есть всем известная поговорка:
"Как ты мне, так и я тебе". Это злая языческая поговорка, мои дорогие. Не злом воздавать за зло должны мы, но поступать по примеру Христа, который молился за врагов своих: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают". Душа! Не будь побеждена злом, но побеждай зло добром. Мои дорогие, а как обстоит дело с готовностью прощать нашему ближнему его ошибки? Готовы ли мы простить ему его незначительный долг, потому что Бог простил нам наш куда больший долг? Или мы поступаем так же немилосердно с нашим ближним, как злой раб в Евангелии?
Все наши молитвы нам не помогут, пока мы не простим от всего сердца всем людям. Ибо Христос учит нас в молитве "Отче наш": "Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". В общине Иоанна из Александрии, который жил в шестом веке после Христа, был очень знатный человек, который жил во вражде с другим человеком и ничего не хотел знать о примирении. Все увещевания проповедника о примирении были напрасными. Тогда священник повел его в церковь и попросил его вместе с ним помолиться "Отче наш". Но когда они произнесли слова "Прости нам долги наши", - священник замолчал, а непримиримый человек в тишине молился дальше один: "Как и мы прощаем должникам нашим". "Подумай же, - прервал его проповедник, - что ты в этот момент сказал ужасного? Разве Господь не говорит: "Если вы не прощаете людям их согрешений, то и вам Небесный Отец не простит ваши согрешения?"". Эти слова коснулись сердца этого ожесточенного человека и он от всего сердца примирился со своим врагом.
Поэтому, примиритесь и вы все с вашими врагами, иначе навлечете на себя Божий суд, когда будете произносить молитву "Отче наш". Самые регулярные посещения церкви не помогут вам, пока вы от сердца не простите всем людям. Ибо Христос говорит: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда прийди и принеси дар твой".
Бог хочет простить нам все наши долги, но лишь при условии, что мы тоже прощаем ближним их долги. Кто этого не хочет, тот не может иметь надежды на Божью милость, надежды на вечную жизнь, но его ждет лишь страшное ожидание суда и ярость огня гнева Божьего, готового пожрать противников.
"Да, - скажешь ты, - но как часто я должен прощать? Этот и эта поступают уж слишком?" Так слушай! С Апостолом Петром был тоже однажды такой случай. Петр тоже спросил однажды Господа: "Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?" Он думал, что это уже много. Иисус же отвечал ему: "Не говорю тебе "до семи", но говорю "до седмижды семидесяти раз"". Это говорит Господь и нам всем. Мы должны прощать нашего брата каждый раз, когда он согрешает против нас.
Мы не должны таить обиду, если даже она была очень горькой. Мы всегда должны быть готовы к прощению и примирению. Кто этого не хочет, с тем произойдет то же самое, что со злым рабом в Евангелии. Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее. И снова открылись рабу двери в покои царя, но уже не для помилования, но для проклятия. Благодать забирается у помилованного, когда он недостоин ее. Царь призвал к себе раба и сказал ему: "Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня, не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" И разгневавшись, государь отдал его истязателям на все время, пока не отдаст ему всего долга.
И Господь Иисус говорит: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своему брату согрешений его".
Не забудьте это вы, непримиримые, и трепещите!
Аминь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий