воскресенье, 18 марта 2012 г.

ПЯТАЯ ВЕЛИКОПОСТНАЯ ПРОПОВЕДЬ



Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Луки 23, 26-31.
"И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?" 


Захватывающее зрелище разворачивается сегодня перед нашими глазами. Господь мира идёт на Голгофу, неся на спине древо Своей смерти. Первосвященники и старейшины сумели-таки довести дело до того, что Пилат приговорил Его к распятию. Иисус идет на место казни с тяжелым грузом, крестом, израненный, избитый и изнуренный.
Тяжёлый крест давит на Его израненные плечи так, что Он едва передвигается под этим бременем. Тогда ведшие Иисуса на казнь хватают некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, и заставляют его нести Иисусов крест.
Неужели ни у кого не было жалости, сострадания к Тому, Кто без вины должен был переносить такие муки и пытки? Увы, наш текст говорит нам, что на пути Господа к распятию на Голгофе почти не было сочувствующих сердец. Мы видим среди большого скопления людей лишь маленькую кучку женщин, сопровождавших Его с плачем и рыданиями. К ним и обратился Господь со Своей последней увещевающий проповедью. Всего несколько волнующих сердце, потрясающих слов сказал Он им.
Вникнем в эти слова и в духе воспримем: Проповедь Иисуса на Его мученическом пути на Голгофу.
Эта проповедь говорит:
1. о Божьем суде и
2. призывает к покаянию.

Господь Иисус, благослови Твоё слово в наших сердцах, чтобы мы подумали в это наше время, что служит нашему миру. Укажи нам путь, как нам избежать суда Божьего. Дай нам силы странствовать по этому пути. Дай нам во всякое время находить в Твоих ранах утешение и мир для нашей души. Аминь.

I

Проповедь, которую Господь на Своем мученическом пути на Голгофу сказал дщерям иерусалимским, глубоко волнующа. Иисус говорит этим женщинам: "Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях, ваших" и затем Он указывает им на ужасный суд Божий, который должен прийти на народ израильский.
Страдания, которые Господь должен был претерпеть на этом пути неимоверно тяжки. Его препровождали от одного судилища к другому и везде над Ним лишь издевались и глумились, избивали и оплевывали, а затем подвергли страшному бичеванию и, в довершение ко всему, взвалили на спину Его тяжёлый крест. И так Он должен был идти из Иерусалима на Голгофу, на лобное место, где распинали злодеев. Он Сам должен был нести позорное древо, на котором Ему предстояло истечь кровью.
Истинно, такое зрелище, должно было бы тронуть сердце всякого, кто это видел и слышал, и наполнить его глубоким состраданием.
Увы, народ, сопровождавший Иисуса, не ведал сострадания. Бушуя и шумя, окружающая Его толпа лишь горланит и издевается над Ним. И только женщины, которые находятся в этой процессии, чувствуют сострадание к этому измученному лику Господа. Они сопровождают Его с плачем и рыданием.
Господь слышит их рыдания и видит их слезы. Что Он отвечает на это? Он не отвергает ни их рыданий, ни плача, но показывает им, что печалиться они больше должны не о Нем, а о себе и своих детях. Он говорит: "Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших".
Но почему же? По какой причине они должны плакать по самим себе и по детям? Потому, мои дорогие, они должны были бы плакать по самим себе и по своим детям, что народ Израиля только что отказался от своего Спасителя, и тем проклял себя и своих детей, предал себя суду Божьему. В слепой ярости народ кричал Пилату: "Кровь Его на нас и на детях наших!" Теперь это проклятие должно было исполниться, время благодати и спасения для народа израильского прошло и должно было наступить время возмездия и наказания Бога сильного и ревнивого.
Господь любил Свой народ горячо, всем сердцем. Ибо по плоти Он, как и они, был сыном Авраама. Благо Израиля было и Его благом, горе Израиля - Его горем. Он хотел собрать их как птица собирает своих птенцов под крылья, хотел спасти Свой народ от суда. Но люди не захотели этого. Они возненавидели и отвергли Его. Они возненавидели свет и избрали тьму.
И тогда долготерпение Божие было исчерпано. Если бы Он продолжал медлить со наказанием, то не был бы святым, справедливым Богом, Который не допустит насмешек над Собой. Иисус видел надвигающийся над Своим народом Божий суд и говорил: "Ибо приходят дни, в которые скажут: "Блаженны неплодные и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!" Тогда начнут говорить горам: "Падите на нас!" и холмам: "покройте нас!"
"Время наступит", - говорит Господь. То есть, оно ещё не наступило, но оно несомненно наступит. Иудеи слышали это предупреждение, но не обратили на него внимания, оставаясь глухими и холодными. Иисус для них больше уже ничего не значил и слова Его казались им всего лишь пустыми угрозами. Они не давали себе труда задуматься над ними, не покаялись и не обратились к Господу. Мы с вами знаем, что предвещенное Господом исполнилось и буквально. Ужасные времена, о которых Господь тогда говорил, постигли Израиль весьма скоро. Войска язычников-римлян были теми розгами, которыми Бог наказал тогда Свой отпавший от Него народ. Иерусалим был сначала осажден римлянами, затем захвачен штурмом, разрушен до основания и сравнен с землей. Часть народа израильского была убита, часть продана в рабство и рассеяна по всему миру.
Какое же это было время страха и горя, особенно для женщин и матерей с детьми! Воистину, это было время, когда блаженны были неплодные женщины, и когда люди хотели, чтобы лучше горы упали на них и холмы покрыли их, дабы избежать страшных бедствий. Это было время, когда желали лучше не быть рожденными, чем быть живыми среди всего этого ужаса.
Ибо говорит Господь: "Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?" Зеленеющим деревом был Он, Спаситель. И, если Он, безвинный, из-за людских грехов должен был так страдать, то что должно было стать с Израилем, который стал сухим деревом! Сухое дерево не может так долго противостоять огню, как зеленеющее. Сухое дерево сразу охватывается огнем и сгорает. Так случилось с народом Израиля. Именно на этот Божественный суд указывает Господь, говоря: "Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших".
Это же Господь говорит в этот час и всем нам. И нам должно плакать, но скорее не о Нём, а о нас самих и о наших детях. Почему же? Как обстоит дело с нами? Есть ли у нас это причина, как тогда у народа Израиля? Предстоит ли и нам нечто подобное, как тогда тому народу?
Мои дорогие! Будущее находится в Божьих руках, но где есть сухое дерево, там всегда разгорается огонь Божьего гнева и сжигает его. Кто может утверждать, что и мы не стали сухим деревом, если вглядеться в наше христианство в свете слова Божьего?
Как Израиль отверг Иисуса, так поступают и ныне многие тысячи, а может быть и сотни тысяч христиан, хотя и другим образом. Для многих сегодня Иисус ничто, а мир с его радостями и похотями, со своей славою, со своим богатством, служением плоти, - всё. Где души, которые верно и честно следуют за Господом на узком пути жизни? Где дома, которые избрали Иисуса своим основанием и краеугольным камнем и служат Ему в любви и благочестии? Где родители, которые воспитывают своих детей в повиновении и любви к Господу? Где супруги, которые соединены друг с другом не только через ежедневные земные заботы, но и через любовь Христа? Где юноши и девушки, которые серьёзно относятся к тому, что они однажды обещали Господу Иисусу при конфирмации? Слова Иисуса для большинства стали пустым звуком. Грех захватил ослепленные сердца, превратился в такую силу, что его цепи почти невозможно больше разорвать. Но Бог видит самую глубину сердец и выводит на свет всё тайное. Бог и нас не пощадит, если Он больше не найдёт в нас ничего, кроме наружного христианства. Как Он однажды осудил ставший духовно мёртвым народ Израиля, так Он и нас будет судить, если мы не обратимся к Нему и не покаемся. Если мы останемся в своих грехах, то чего бы мы ни ожидали от будущего, все наши надежды не сбудутся. Народ, который уверенно продолжает жить в своих грехах, не имеет почти никаких надежд. Народ, который не слушает голос Иисуса, не может приносить плоды, он засыхает и обрекается на пламя Божественного суда.
Если уже временные суды, которыми Бог наказывает неверующих, так страшны, то кто сможет вынести Его вечный суд? Если Сам Иисус должен был претерпевать муки Божьего суда, то что станет с нами, если суд Божий грянет и на нас?
Мы ходим по краю вечной бездны, в которую в любой момент можем упасть. Думаем ли мы об этом со всей серьёзностью? Стоит ли это всегда пред нашими глазами? Устраиваем ли мы нашу жизнь, помня об этом? И в этом нет места лицемерию и самообману.

II

Что же мы должны делать? Об этом сегодня и говорит Господь нам. Он призывает нас к покаянию: "Плачьте о себе и о детях ваших".
Нераскаявшихся Бог судит, покаявшимся же даёт Свою благодать. О, если бы народ Израиля слушал призывы своих пророков к покаянию, он и сегодня был бы избранным народом, как в давние времена. Но этот народ не слушался их призывов. Пророков побивали камнями. Иоанна Крестителя обезглавили, Иисуса распяли на кресте. Апостолов преследовали и убивали. Люди ожесточили свои сердца и не каялись, пока время долготерпения Божьего не закончилось, и Его справедливые суды не раздробили их сердца.
"Плачьте о себе и о детях ваших!" - так Господь и нам сказал на мучительном Своем пути к Голгофе. Вот слезы, которые Он от нас требует. Но как это подчас тяжело - иметь такие слезы, слезы сожаления о содеянном, слезы раскаяния. "Я же не такой плохой, как тот-то и тот-то, та-то или та-то. Почему я должен о себе плакать?" И мы сами возвышаем и хвалим себя в то время, когда нам должно рыдать и плакать о себе!
Мы часто думаем: "Уже достаточно того, если мы не одобряем того, что грешат другие, если других наказываем и увещеваем из-за их грехов, если мы стараемся привести других на путь покаяния и мира". Но Господь здесь говорит, что этого недостаточно. О нас самих мы должны плакать, мы не должны быть самодовольными, о себе мы должны печалиться и скорбеть. Мы должны не просто осознавать наши грехи, но и ощущать их так, чтобы они выжимали из нас слезы раскаяния и покаяния. Тогда для нас есть надежда на спасение. Так плакал о себе Петр, когда отрекся от Господа. Так ударял себя осуждающе в грудь мытарь и молился: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику!" Так признал и раскаявшийся разбойник на кресте: "Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли".
Плакать мы должны о себе и о детях наших. Этого ждет от нас несущий крест Иисус. В состоянии ли мы это сделать? Дщери иерусалимские достаточно быстро утерли свои слезы. Они лили слезы сострадания, но кто знает, может быть среди них были и такие, которые плакали о себе и о своих детях?
Как же будет с нами? Найдёт ли среди нас призыв Иисуса к покаянию более готовые сердца, чем там? Все мы должны это решить для себя и перед Богом. От этого зависит, можем ли мы ожидать пощады во время суда Божьего или нет.
Плакать мы должны о себе, но в то же время и не отчаиваться, но искать своё убежище у Иисуса, Который с грузом наших грехов шел на Голгофу, дабы за нас претерпеть Божий гнев и суд, дабы мы имели мир и ранами Его исцелились.
Божий суды и наши грехи должны приводить нас к Иисусу, ибо только Он может спасти нас от суда, и искупить наши грехи. Если Он наше убежище, если наша надежда только на Его пролитую за нас кровь, то мы не будем осуждены; тогда мы можем прославлять Его милость, говоря: "Чем может повредить мне множество грехов? Бог явил мне благодать; мою вину оплатила Кровь Иисуса. Мне больше нечего бояться адского огня". 
Аминь.


Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий