суббота, 17 марта 2012 г.

Четвертое воскресенье Адвента



Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами.
Аминь.

"И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн." 

Евангелие от Иоанна 1,19-28.


Господь близко! - так взывает к нам Апостол Павел. Господь близко! - так взывает приближающееся Рождество. Поэтому проснись, христианство, подготовься встретить своего Спасителя! Как было бы прекрасно, если бы младенец Иисус действительно мог бы войти ко всем нам на Рождество, если бы мы все могли сказать: "И для меня родился Спаситель, Который есть Христос, Господь в городе Давидовом". Тогда наша благословенная душа могла бы с радостью влиться в хор небесного воинства: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение".

Когда Иисус пришёл в этот мир, то Богом был послан Иоанн Креститель, чтобы приготовить Ему путь в сердцах людей. Кто слушал Его призывы, к тому приходил Христос со своими богатыми благодатными дарами, которые Он нам принёс. Кто же не слушался Его призывов, к тому Христос приходил для осуждения, тот был срублен и брошен в огонь Божественного гнева. Сегодня в нашем Евангелии Иоанн Креститель обращается к нам с краткой, но содержательной Адвентской проповедью. Будем слушать его глас, и тогда и к нам придёт Христос со Своими благодатными дарами и сотворит Себе обитель в наших сердцах.

Научимся из Евангелия:
Как Иоанн Креститель своей проповедью хочет подготовить путь Христу сегодня, среди нас.
Его Адвентская проповедь содержит 3 части:
1. обвинительное слово: "вы знаете Его".
2. утешительное слово: "Он находится среди нас".
3. призывное слово: "исправьте путь для Господа".

Ты же. Господь наш. Бог, Который послал нам Иоанна Предтечу, чтобы подготовить путь Христу, благослови Его проповедь сегодня в наших сердцах, чтобы она нас подготовила к встрече нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, чтобы и мы получили Его небесные дары. Разрушь молотом Твоего слова все твердокаменные сердца, утешь и успокой бальзамом Твоего слова все сокрушённые сердца, приведи к Себе всех заблудших, укрепи всех колеблющихся и сомневающихся, ибо Ты можешь направлять наши сердца как родники. Освяти нас в Своей истине, слово Твоё - истина. Аминь.

 I
Проповедь Иоанна Предтечи, которой он хочет сегодня подготовить путь Христу, содержит обвинительные слова: "Вы не знаете Его".

"Вы не знаете Его", - так сказал Креститель, обвиняя фарисеев и левитов, которые были посланы к нему из Иерусалима иудеями с вопросом: "Кто Ты?"

Христос, обещанный Спаситель, явился в Иисусе из Назарета. Все предсказания Пророков, все надежды отцов Ветхого Завета исполнились; исполнилось время и приблизилось Царство Божие, приблизилось в Иисусе Христе; но Он пришёл к своим, и свои Его не приняли; свет во тьме светил, и тьма не объяла Его. И если они Его и знали, то всё равно они Его знали неправильным образом. Если они и следовали за Ним, то всё равно они следовали за Ним неправильным образом.

Господь должен был сказать о своём избранном народе: "Этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня". Они знали Его только наружно, не принимая Его в свое сердце, они не понимали Его, сомневались в Его словах и делах, исторгли Его из своей среды и, наконец, прибили ко кресту. Только очень немногие знали Его таким, каким Он хотел, чтобы Его знали; только очень немногие следовали за Ним как истинные ученики и говорили: "Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни и мы уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога живого".

"Вы не знаете Его", - не относится ли это обвинение Иоанна Предтечи к христианству нынче так же, как тогда к народу израильскому? Уже скоро 2000 лет с тех пор, когда имело место событие, о котором повествует нам сегодня Евангелие: т.е. с тех пор, как Христос родился, умер, воскрес, и через Него осуществилось спасение мира. Но как мало известен среди нас Иисус, Который унизился, пролил за нас Свою кровь. Который нас возлюбил сильнее, чем мать может возлюбить своё дитя, и от Которого зависит наше вечное блаженство или вечное страдание.

Да. как мало, даже внешне, известен среди нас Иисус, к Царству Которого мы принадлежим, во имя Которого мы крещены и на Которого многим из нас указано ещё с детства. Есть христиане, которые не знают самых простых истин Священного Писания и катехизиса. Есть христиане, не знающие ничего о церковном годе, не знающие, что произошло на Рождество, на Пасху, на Троицу. Весной они выезжают в поле, чтобы сеять, осенью, чтобы собирать урожай, проживают день-деньской, знают мирскую работу, но не знают Иисуса. Божье слово громко взывает: "Что пользы человеку приобрести весь мир, а душе своей повредить?" Но, несмотря на это, многие поступают так, будто все их будущее зависит от их земного богатства и не знают Того, Кто говорит: "В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь. Я победил мир, и Я - свет миру: кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни".

Опять же есть другие, которые знают Христа, но только внешне. Они знают о Нём только то, что выучили наизусть, но у них нет духовного общения с Ним. Они прилежно ходят в церковь, иногда даже читают Библию. Знают, что Иисус жил почти 2000 лет назад и спас мир, но света и жизни, которые от Христа исходят, они не знают: они не ощущают в своём сердце спасающую и преобразующую силу, которая исходит от Христа. Почему же? Да потому, что они не впускают слово Божье в свои сердца, потому что они без раскаяния и без веры слушают и читают его. В этом причина, почему у них нет истинного общения с Христом.

Ах, как чужд и незнаком нам Иисус! Как мало мы внимаем Его призывам, как мало мы внимаем Его упованиям, как мало верим Его обещаниям, как мы даём себя колебать ветрам -человеческих мнений и надежд вместо того, чтобы просто со всеми нашими просьбами идти к Господу, Которому дана всякая власть в небе и на земле и Который говорит: "Придите ко все нуждающиеся и обремененные, Я успокою вас". Мы изнываем под игом наших забот и скорбей, от страха ропщем и жалуемся, но могли бы с радостью и терпением свершать свой путь, если бы знали Иисуса, Который говорит нам: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается".

Господь посылает и к нам так же, как когда-то к народу Израиля, своего слугу Иоанна Крестителя с его строгим обвинительным словом; "Вы не знаете Его", - и этим словом хочет встряхнуть нас в нашем равнодушии, чтобы мы не погибли в нашем неверии и в половинчатой вере. Когда Иоанн сказал эти слова израильскому народу, тот еще мог познать Христа и через Него спастись, но не внял им. Бог сегодня обвиняет нас этим словом не для суда, но для нашего покаяния, чтобы мы искали Иисуса, познакомились с Иисусом и через Него стали детьми Божьими и наследниками вечной жизни.


II
Адвентская проповедь Иоанна содержит не только слова обвинения, но и слова утешения: "Он находится среди нас".

 Иисус тогда находился среди иудеев. Каждый мог Его видеть, мог Его слышать, мог черпать полноту Его благодати. Каждый, кто Его знал, мог ближе познакомиться с Ним, мог стать Его учеником и наследовать Его обетования.

О, какое это было блаженное и благодатное время, когда Иисус странствовал среди народа израильского! Тогда все грешники могли найти прощение, все труждающиеся и обремененные - покой, все опечаленные - утешение, все немощные - силу и помощь. Никого, кто приходил к Нему Нему со своей нуждой. Он не отталкивал, ибо Сам говорил: "Приходящего ко Мне не изгоню вон". И мы читаем в Евангелии, что люди толпами устремлялись к Нему и искали у Него утешения и света, покоя и мира, силы и помощи, и находили их.

И среди нас Иисус находится так же, как тогда в Израиле среди иудеев. После Его вознесения не можем видеть Его нашими плотскими глазами. Но Он ведь вознёсся на небо со словами: "Се, Я с вами во все дни до скончания века". Он с нами в Духе Святом, Которого Он нам послал, чтобы Тот о Нём свидетельствовал; Он с нами в Своём Слове и Таинствах, Он и сегодня среди нас, потому что где двое или трое собраны во имя Его, там Он хочет быть с ними.

И как пришёл Он тогда к народу Израиля, чтобы искать и спасти погибшее, приходит Он сегодня и к нам. И как Иоанн Креститель обвиняюще говорил: "Вы Его не знаете!" - так Иоанн обращается к нам и с утешением: "Он находится среди вас", - и указывает нам на Него, Смотрите, вот Агнец Божий, Который несет все грехи мира".

Он, друг и Спаситель грешников, пришёл к нам, поэтому радуйтесь вы, нищие, грехом обремененные души, вы, которые изнываете под вашим греховным бременем, ибо Он идёт к вам, чтобы спасти вас от ваших грехов. Смотрите, как Его пронзенные спасающие руки простираются к вам, как Он хочет вас всех заключить в Своё сердце Спасителя, чтобы вы нашли там мир для вашей боязливой души. Как пастырь ищет свою потерянную овцу, так и Иисус ищет потерянного грешника и радуется, когда Он спасает от ада еще одну потерянную душу. Да, придите, придите только к Нему со своими грехами, которые вас давят и мучают. Он - Спаситель грешников, для которого дорога каждая душа, для Которого нет такого греха, которого Он не прощает. Он за всех заплатил Своей Кровью и говорит: "Я, Я искупил преступления твои и не вспомню твои грехи".

Он находится среди вас; вы, нищие и презираемые, вы, опечаленные и плачущие, вы, вдовы и сироты, вы, одинокие и покинутые. Он идёт к вам и предлагает вам Себя быть вашим пастырем уже здесь, в этой долине слез и печалей. Как Он однажды среди народа Израиля утешал и успокаивал презренных и опечаленных, так Он и вас тоже утешит и успокоит, если только будете верными Ему. Как Он через страдания вошёл во славу, так и вы познаете, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, если вы только останетесь с Ним и с терпением будете свершать путь, по которому Он зовет вас идти.

Он находится среди вас. Он, Иисус, Сын Божий, Который принял нашу плоть и кровь, чтобы примирить нас с Богом и после всех скорбей этого времени ввести в вечный покой, в наш небесный Отцовский дом.


III
Поэтому мы должны принять в сердце призывное слово Иоанна Крестителя: "Исправьте путь Господу!"

Если кто-нибудь, кого мы любим и почитаем, сообщает нам о своём приезде, то мы приводим в порядок свой дом и так всё устраиваем, чтобы ему у нас понравилось. Иисус хочет прийти к нам. Царь славы хочет нас посетить, и мы должны приготовить для Него свои дома и сердца, чтобы Он смог прийти и в нас устроить Себе обитель.

Что же это за сердца, которые исправлены для Него и в которых Он может жить? Он же живет в вышних и в святом жилище. Да, это так, но Он же живет и в сокрушенных и смиренных духом, чтобы успокоить их дух и их сердца.

Когда Он пришёл в мир, то избрал себе не дворцы богатых и знатных, а ясли в Вифлеемском тёмном хлеву. Первыми услышали Рождественскую весть не знатные, а простые пастухи на пастбищах Вифлеема. Он со Своей благодатью и милостью пришел не к гордым, самолюбивым фарисеям и книжникам, а к мытарям и грешникам, которые в раскаянии признали свои грехи. Гордым Бог противится, а смиренным оказывает милость.

Такое смирение мы встречаем у Иоанна Предтечи, предшественника Господа. Когда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: "Кто Ты?" - Он объявил им: "Я не Христос". Снова спросили Его: "Кто же ты? Ты Илия?". Иудеи думали, что Илия в видимом образе явился .как предшественник Христа духовным Илией. Иоанн, конечно, был им. Но не тем Илией, который однажды был взят на небо. Поэтому он ответил: "Нет". "Пророк ты?" - спрашивали они дальше, и Он ответил: "Нет". Моисей пророчествовал: "Пророка из тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет Господь, Бог твой - Его слушайте". Этим Пророком, которого предсказывал Моисей, был Христос. Поэтому Иоанн говорит: "Пророк, которого вы ожидаете, не я". Тогда они говорят Ему: "Кто же ты? Чтобы нам дать ответ пославшим нас, что ты скажешь о себе самом?" Он сказал: "Я - глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя".

Смотрите, каким смиренным остаётся Иоанн в том положении, которое указал ему Бог. Пророк Исайя предсказывал: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу вашему". Этим гласом был Иоанн. Через проповедь к покаянию подготавливал он в сердцах людей путь Христу. Для себя он не принимал славы. Он признавал себя таким малым, что считал себя недостойным развязать даже ремни обуви Его. Такое смиренное свидетельство даёт о себе самом человек, о котором Христос сказал: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя".

Такое сознание, какое имел Иоанн, такое смирение, какое имел Иоанн, должны иметь мы все, если хотим, чтобы Иисус сотворил в нас обитель.

И тебе сегодня Евангелие задаёт вопрос: "Кто ты? Что ты скажешь о себе самом?" О, есть многие, которые живут до старости, умирают так и никогда и не задав себе такого вопроса, никогда так и не ответив на: "Кто же ты?"

Итак: "Кто же ты? Что скажешь о себе самом?"
Ты можешь сказать: "Я крестьянин или рабочий, ремесленник, торговец, служащий и т.д., у меня есть дом, хозяйство, у меня зимой и летом есть определённая работа, и я стараюсь в своем положении хорошо устроиться". Но это поверхностный ответ. Смысл этого вопроса гораздо глубже. Вопрос "Кто же ты?" - это вопрос к твоей совести, душе, вопрос, который задает тебе слово Божье.

Кто же ты? Ты зачат и рожден в грехах. Дней твоих семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет, а самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо дни проходят быстро, и мы летим. Ты прах и тлен, дитя смерти, без Иисуса ты потерян и проклят. Поэтому осознай свою нищету и смирись. Тогда Христос придет и к тебе и простит тебе твои грехи и преступления. Тогда к тебе придут Христос и с Ним Божья благодать, Божий мир. Божье утешение, и Он сделает тебя дитем Божьим, которое призвано наследовать Его вечное обетование. Чем ниже ты признаешь себя, тем более будешь возвышен. Отныне и вовеки веков.

Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий