понедельник, 19 марта 2012 г.

ДЕНЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (КРЕСТИТЕЛЯ)



Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Луки 1, 57-80.
"Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю" 


Сегодня мы празднуем день Иоанна Предтечи (Крестителя). Иоанн Предтеча был человеком, которого Бог послал в мир приготовить в сердцах людей путь нашему Спасителю. Когда посланцы синедриона спросили его: "Кто же ты?" Он отвечал им: "Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя". Он готовил путь Господу своими проповедями покаяния и водным омовением. Он проповедовал, что будет Божья благодать тем, кто покается, а тем, кто не покается - Божий гнев и суд. Мы отмечаем день Иоанна Предтечи, чтобы и мы, вняв его призыву, приготовили в наших сердцах путь Христу. Наше Евангелие сегодня повествует нам о рождении Иоанна, а также о том, как ему на восьмой день, при его обрезании, было дано имя, и как его отец Захария восхвалял и прославлял Бога за то, что наступило время, когда пророчества, которые Он дал отцам, должны были исполниться. Захария, исполнившись Святым Духом, пророчествовал, что его сын Иоанн будет идти пред Господа, чтобы приготовить дорогу Тому, Который окажет милость пребывающим во тьме и в тени смертной и направит их ноги на путь мира.
Мы исследуем сегодня Евангелие о:
1. рождении Иоанна Предтечи (Крестителя), 
2. его имени, 
3. его служении.

Ты же, Господь наш Бог, Который сохранил Свой Завет и Свою верность Твоему народу, Ты, Который в полноте времени послал Своего Сына в мир для нашего спасения и Иоанна Предтечу, как ангела перед ним, чтобы он приготовил Ему путь, - просвети наши сердца и направь наши стопы на путь мира, чтобы мы верили в Иисуса Христа, Твоего любимого Сына и через Него стали наследниками Твоих временных и вечных благодатных обетовании. Аминь.


I

Итак, исследуем Евангелие о рождении Иоанна, бывшего одним из самых великих пророков всех времен. Господь Иисус Сам говорит о нем: из рожденных женами не восставал больший пророка Иоанна. О нем пророчествовали задолго до его рождения. Исаия называет его "гласом вопиющего в пустыне", а Малахия - ангелом, который посылается пред Христом приготовить Ему путь. Чудесным было рождение этого мужа, самого великого среди пророков Ветхого Завета. Его родители, Захария и Елисавета, были благочестивыми, богобоязненными людьми, которые поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда Захария в порядке своей очереди служил пред Богом и вошел в храм для каждения, явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: "Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына и наречешь ему имя: Иоанн. Он предыдет пред Богом в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоримым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный".
Как принял это пророчество Захария? Оно показалось настолько невероятным, что он спросил ангела: "По чему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя в летах преклонных". Итак, он просит знамение у ангела, по которому он должен узнать истинность этого пророчества. И какое же знамение он получил? Ангел сказал ему: "Ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время". И с этого часа Захария онемел, пока не исполнилось все, о чем говорил ангел. Эта немота была наказанием за его неверие, ибо неверие есть больший из всех грехов, которые бывают. Своим языком он согрешил пред Богом, и его язык был наказан. Бог наказал его, дабы он признал свой грех и покаялся. Когда Бог так наказывает человека, Он проявляет Себя как сильный и ревнивый Бог, но все же Он и в наказании проявляет Свои милость и милосердие. Ибо Он Сам говорит: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся". Как отец наказывает своего ребенка для его же блага, потому что любит его, так и Господь наказывает нас для того, чтобы мы смирились под Его рукой и покаялись. Так случилось с Захарией. Когда он признал свой грех и покаялся, Бог смилостивился над ним и разрешил узы его языка, и он снова мог говорить, восхвалять и прославлять Бога, как мы это слышали в нашем Евангелии.
Чему мы можем научиться из чудесных событий, предшествовавших рождению Иоанна Крестителя? Конечно же тому, что мы имеем сильного и могучего, верного и праведного Бога, Который исполняет то, что Он обещает, пусть мы даже часто и не понимаем Его.
Мы должны по-детски доверять Его слову, ибо Он Сам говорит, что небо и земля прейдут, но слово Его не прейдет. И если Господь нас наказывает и обличает нас в нашем неверии и наказывает нас из-за него, тогда мы должны признать наши грехи и смириться под Божьей рукой, и тогда Господь в нужное время снова смилостивится над нами, как Он смилостивился над Захарией.

II

Далее мы исследуем Евангелие об имени, данном этому чудесно рожденному младенцу. На восьмой день после рождения младенца собрались соседи и родственники, чтобы совершить иудейский обряд обрезания младенца и дать ему имя, каким звали его отца - Захария. Но Елисавета сказала на это: "Нет, а назвать его Иоанном". И сказали ей: "Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем". И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: "Иоанн имя ему". Почему же этот младенец получил имя именно "Иоанн"? Потому, что оно имеет глубокий смысл, иначе бы ангел не сказал, что его так должны назвать, и означает: "Бог милостив". Так имя предшественника Христа должно было указывать всем людям, что приближается Божья милость во Христе Иисусе, о чем Бог говорил через пророков Ветхого Завета. Захария, исполненный Духом Святым, восхваляет и прославляет Господа, Бога Израилева, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, что наступило время, когда Бог будет исполнять благодатные обетования, которые он дал в Ветхом Завете, обетования, которые он дал Аврааму и Давиду, когда Он говорил о Мессии, Который спасет нас от врагов наших, чтобы мы служили Ему в святости и праведности во все дни нашей жизни. Сегодня мы знаем, что Захария имел в виду Иисуса Христа.
Иисус есть Тот, Который нашего врага, дьявола, поразил в голову, и Который спас нас от наших грехов, от смерти и вечной погибели. Он взял наши грехи на Себя, Он был предан за наши грехи смерти и воскрес для нашего оправдания, Он вознесся на небеса и дал нам Своего Святого Духа, чтобы Он обновил нас, дабы мы служили Богу в святости и праведности во все дни жизни нашей. Если Захария так восхвалял и прославлял Господа, то мы, тем более, должны это делать. То, на что Захария тогда только надеялся и чего только ожидал, уже давно исполнилось. Сын Божий пришел в этот мир для нашего спасения и свершил Свой труд. Божья благодать явилась нам, сидящим во тьме и тени смертной, мы можем под крылами Его благодати, если искренне веруем в Него, проводить жизнь тихую и безмятежную в благочестии и чистоте.
Поэтому благослови, душа, Господа и не забывай всех благодеяний его, Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от ужаса могилы, венчает тебя милостью и щедротами.

III

И, наконец, исследуем Евангелие о служении Иоанна Предтечи. Захария пророчествовал о своем сыне: "И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа - приготовить пути ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас восток свыше. Просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира". Таково было пророчество Захарии о служении его сына Иоанна. Он говорит, что он наречется пророком Всевышнего, что он будет идти перед Господом, чтобы приготовить пути Ему, что он даст уразуметь народу его спасение в прощении грехов их через милосердие Бога во Христе Иисусе, Его Сыне. И как Захария пророчествовал, так оно и случилось. Иоанн шел впереди Господа Иисуса Христа как сильный пророк и готовил ему путь в сердцах людей. Зачем он это делал? Потому, что Господь Иисус может жить только в тех сердцах, которые готовы принять Его: осознают свои грехи, каются и обращаются. Так и Иоанн приводил народ к осознанию греха. Он взывал к людям, предупреждая: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное. Сотворите же достойный плод покаяния. И не думайте говорить в себе: отец у вас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму". Об этом он проповедовал всем людям, которые приходили к нему, как фарисеям и саддукеям, так и земледельцам, мытарям и воинам. Даже царю Ироду, который жил в прелюбодеянии, он указал на его грех: "Не должно тебе иметь жену брата твоего Филиппа". Тем же, которые покаялись и крестились, он указал на агнца Божиего, Который несет грехи мира. Не покаявшимся он проповедовал суды Божий. Он говорил им: "Уже и секира при корне дерев лежит, ибо всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь". В ответ на это люди, в своем неверии сказанному качали лишь головами. Мы же не должны так поступать, ибо имеем наглядные доказательства того, что Иоанново пророчество истинно: Иерусалим уже давно разрушен, значительная часть народа Израиля многие века блуждает в рассеянии. Бог есть Бог милости, но Он и Бог суда. Который не бывает поругаем. Мои возлюбленные! Глас Иоанна Предтечи обращен и к нам. Он и нас призывает покаяться и принести достойный плод. Господь отверг не покаявшийся Израиль и сделал Себе детей из твердокаменных сердец язычников. Место израильского народа заступили христиане. Нам принадлежат теперь Божий благодатные обетования во Христе Иисусе. Но только тогда, если мы будем послушны проповеди покаяния Иоанна. Если же останемся в своих грехах, нам не поможет ни наше внешнее богослужение, ни наше Крещение, ни наше слушание слова Божьего и даже Святое Причащение. Ибо Бог только раскаявшимся проповедует прощение, нераскаявшимся же - суд. Как обстоит дело с тобой, о, душа? Хочешь ли ты освободиться от оков греха, в которые закована? Хотите ли вы, присутствующие сегодня здесь, быть не только слушателями, но исполнителями слова Божьего? Хотите ли освободиться от всякой закваски греха, которая есть в вас? Если да, то служение Иоанна Крестителя проявилось положительно и на вас, тогда и вы приготовили обитель для Христа, тогда и вы можете быть уверены, что благодать нашего Спасителя принадлежит вам ныне и в вечности, ибо раскаявшимся Он говорит: "Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему, ты - Мой, никто не похитит тебя из руки Моей". 
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий