воскресенье, 18 марта 2012 г.

ТРЕТЬЯ ВЕЛИКОПОСТНАЯ ПРОПОВЕДЬ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Матфея 27, 1-5.
"Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился" 


Возлюбленные в Господе! В прошедшую пятницу на страстном Богослужении вы слышали проповедь о падении Петра и его покаянии. Хотя Петр глубоко пал, когда трижды отрекся от Господа, он успел сойти с пути погибели и обратиться. Он был пробуждён и приведен к покаянию взглядом Иисуса и пением петуха. Он проделал путь от греха через слезы покаяния к милости Спасителя грешников.
Но есть и другой путь, по которому могут идти грешники. Этот другой путь избрал Иуда Искариот, тоже ученик Иисуса. Что это за путь, мы слышали сегодня в тексте из Евангелия Страстного времени.
Иисус и Иуду хотел спасти, как спас Петра. Часто Он стучался в сердце Иуды. Но усилия и труд Иисуса, увы, были напрасны. Одни слышат спасающий голос и вовремя возвращаются назад. Другие слышат этот голос, но их сердца остаются твёрдыми, как камень, или признают, что слово Божье верно, но не обращаются к Богу, пока еще есть возможность покаяния. Они отодвигают своё покаяние на какое-нибудь более подходящее и удобное, как им кажется, время, а сердце тем временем всё более грубеет, и сознание подпадает под власть тьмы.
Так случилось с несчастным Иудой Искариотом. Но такое же сердце, какое было у него, имеем и мы. О нашем сердце слово Божье говорит, что оно лукаво и крайне испорчено. Голос Иисуса, который слышал Иуда, слышим и мы. И как Иуда должен был принять решение, так и мы должны решить: или мы с Иисусом, или против Него. Поэтому ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших!
Да пробудит нас к этому проникновение в смысл текста сегодняшнего Евангелия, из которого мы возьмем себе в предостережение падение и отчаяние Иуды.
Господь наш Бог, испытай же нас и узнай наше сердце, испытай и узнай помышления наши, не на опасном ли мы пути, и направь нас на путь вечный. Пусть свет Твоего слова проникнет в скрытые уголки нашего сердца и разгонит лучами Твоего небесного света всю тьму, которая пленит нас. Сделай наши слепые очи зрячими, наши глухие уши слышащими, наши твёрдые сердца мягкими и восприимчивыми для Твоего слова, пока не поздно нам совершить покаяние, и мы не утонули в вечной тьме. Освяти нас истиною Твоею, слово Твоё есть истина. Аминь.

I

Иуда Искариот входил в число учеников Иисуса. Он был одним из двенадцати, что было большим преимуществом. Если является великой честью быть вождем, то быть учеником Иисуса является ещё более высокой честью. Иуда был учеником в таком кругу, в котором ему легче было стать спасённым, чем другим людям. Ежедневно с ним рядом был Иисус, единородный Сын Божий, полный благодати и истины. Были рядом и другие ученики Христовы, ежедневно упражнявшиеся в достижении Царства Небесного. В таком кругу легче стать блаженным, нежели, когда окружен самоуверенными, беззаботными детьми мира, для которых мир и его развлечения значат всё, но небо и его блаженство мало или вообще ничего не значат.
Иуда добровольно примкнул к Господу, услышав Его призыв, ибо Иисус никого не принуждал к следованию за Ним. Что же побудило Иуду стать учеником Иисуса? Действительно ли он с самого начала мыслил всё честно и искренне. По-видимому, он искал лишь земной выгоды. Он слышал сильные проповеди Иисуса и понял, что Иисус не совсем обычный человек. Он видел чудеса Иисуса, и, скорее всего, поставил себе целью через Иисуса сделать себе карьеру и стать видным человеком.
Так он оказывается рядом с Господом и живёт в ежедневном с Ним общении. Он все больше изучает Иисуса, заглядывает Ему, так сказать, вовнутрь, в сердце. Какими же разными были чувствования Иисуса и чувствования Иуды! Иудины чувствования были направлены на земное, чувствования Иисуса - на небесное. Иудино сердце стремилось лишь к богатству, к так называемой маммоне, Иисус же предупреждает: "Не можете служить маммоне и Богу". Его сердце стремилось к высоким почестям, Иисус же требует самоотречения, смирения и самоотверженности. Иуда. думал: "Достаточно, если Богу служат только наружно", -Иисус же говорил: "Не всякий, говорящий Мне "Господи, Господи" войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Моего Отца Небесного". Сердце Иуды слишком любило мир с его развлечениями, Иисус же говорит: "Кто не отречётся от всего, что имеет, и не последует за Мной, тот не достоин Меня".
Слова Иисуса были стрелами и гвоздями в сердце Иуды. В душе его было очень неспокойно. Ему нужно было выдерживать горячие внутренние бои. То его тянуло к Иисусу, то его одолевали похоти и страсти. Он знал, как ему следовало поступать, но всё же так не делал. Он не воспринимал следование за Иисусом всерьез и своё покаяние отодвигал ото дня на день. Он думал, как думают тысячи: со временем уж как-нибудь дело уладится.
Иисус видел, что происходит с Иудой и не оставлял его без внимания. Однажды Он прямо высказался: "Не двенадцать ли вас Я избрал. Но один из вас дьявол". Это было серьёзным призывом к обращению. Иуда видел, что Иисус знал его тайные мысли, и злился, ибо не желал, чтобы ему говорили правду. Человек, служащий греху, не думает всерьёз о покаянии и обычно злобится, если выявляются его скрытые мысли. Кто думает о спасении серьезно, тот, наоборот, благодарит за каждое предостережение, за каждый призыв к покаянию.
Особенно серьезно предупреждал Господь Иуду, когда тот уже заключил союз с врагами Иисуса, задумав предать Его. Когда Иисус со Своими учениками вечером в Великий четверг ел пасхального агнца. Он сказал с волнением: "Один из вас предаст Меня". При этом Он сразу же добавил суровое предостережение: "Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться". Иуда слышал это и понял, что замысел его раскрыт, но он продолжал лицемерить и вместе с другими учениками спросил:
"Не я ли, Равви?" Эта дерзость была уже слишком великой. "Да, ты говоришь это, - ответил Он ему, - это ты". Это было еще одним предостережением, еще одним призывом к покаянию. Но всё было напрасно. Иуда стал рабом греха и в сердце уже отказался от Иисуса.
И тогда он, выйдя, насовсем расстался с Иисусом, даже внешне. Куда же он пошел? Конечно же, к врагам Иисуса, к первосвященникам и старейшинам, от которых он уже получил 30 сребреников в уплату за предательство, и затем повел за собой множество преследователей в Гефсиманию, где Господь, как ему было известно, проводил вечера. Подошедши к Иисусу, он поцеловал Его. Это было знаком, по которому должны были узнать Иисуса. Знак любви он превратил в знак предательства. Такую власть взял над ним дьявол. Иуда ещё притворялся любящим Иисуса. Он хотел, чтобы все выглядело так, будто он совершенно случайно пришёл и встретился с искавшими Иисуса. Он притворялся, он обманывал, изменял. Воистину дьявольское поведение.
Иисус не отвернул Свои святые уста. Не будет ли возможным спасти Иуду через любовь, которая примет поцелуй предателя? Так Господь еще раз постучался в сердце Иуды. "Иуда, -говорит Он, - целованием ли предаешь Сына Человеческого?" Должно быть, эти слова вонзились в сердце Иуды, как огненные стрелы! Но он привык к тому, чтобы быстро стряхивать с себя то, что ему не нравилось. Твёрдым было сердце его, твёрдым оно оставалось и при этом слове Господнем.
Иисус был схвачен и отведён к первосвященникам. Во время допроса Иуда имел время подумать о себе, что он и сделал. Он не погряз ещё так глубоко, как те, которые спокойно продолжают жить в грехах днями, неделями, месяцами, годами и не думают больше о них. Он задал себе вопрос: "Почему ты, собственно, это сделал? Стоят ли эти 30 сребреников той вины, которую ты нагрузил на себя? Каким же ты был скверным! Что же злого сделал тебе Иисус? Да ничего! Он всегда относился к тебе только хорошо и преданно. И всё же ты поступил в отношении Него так скверно! Невинную кровь ты предал из-за любви к деньгам".
Образ Иисуса стоял перед его глазами. Он задумался о том, что будет с Иисусом. Наверное, он хотел бы, чтобы Иисуса при допросе оправдали и отпустили. И тогда, думал он, всё ещё может окончиться хорошо. Но он ошибся. Делу был дан быстрый ход. Первосвященники и старейшины спешили. Он услышал, что Иисуса после короткого допроса осудили на смерть.
И тут его начали мучить угрызения совести. Внутренний голос осуждал его: "Несчастный, что ты сделал! Эта кровь - дело твоих рук. Чем ты сможешь оправдаться после этого? Кому ты сможешь показаться на глаза после этого допроса? Не станут ли все люди, даже сами первосвященники и старейшины, указывать на тебя пальцем и говорить: "Это тот Иуда, который своего Господа предал за 30 сребреников". Ты так плохо поступил, что не сможешь ни одному человеку смотреть в глаза".
Так бушевало все внутри Его. Маленькие искры греха разожгли в нём такой адский огонь, что внутренность его горела. Но что же он делает?

II

Он избирает - и это второе, на что мы обратим наше внимание - путь, ведущий к вечному отчаянию.
Иуда в момент, когда совесть укоряла его, опять стоял перед выбором пути, как и Петр, когда тот отрекся от Иисуса. Петр избрал путь покаяния и веры. Иуда же - путь отчаяния. Он мог бы ещё возвратиться и спастись. Но сатана убил в нем все хорошие побуждения. О, как много людей идут этим же путём, пусть даже и не всегда кончающимся самоубийством. Ожесточают и возбуждают свои сердца вместо того, чтобы возвратиться со слезами раскаяния и покаяния к Спасителю, Который пришёл найти и спасти погибшее. Многие так долго служат греху, что уже не могут с ним расстаться, срастаются с ним, пока ужасный день расплаты не становится неизбежным.
Иуда приложил много усилий, чтобы успокоить свою взволнованную совесть, но при этом пошел ложным путем. Он не бросился с полным доверием искать милости Иисуса, но хотел сам приуменьшить свою вину. Кто же в своей греховной нужде не ищет милости Христа, тот погибает.
Иуда сожалел о своём постыдном поступке. Ему было жаль, что дело его имело такие досадные последствия. 30 сребреников он не хотел бы оставлять себе. Они, как огонь, жгли его руки. И он пошел снова к первосвященникам и старейшинам, но на этот раз, чтобы возвратить им деньги. Он думал, что этим сможет успокоить свою совесть. Как видите, в этом он был еще лучше многих тех, которые ни разу не вспоминают о своих постыдных поступках. Он пошел ещё дальше - признал открыто и честно свою вину, не стал отрицать ее, не стал оправдываться, как делают многие грешники. Сатана - мастер подсовывать всяческие извинения, лишь бы согрешивший не признал своей вины. Иуда же говорит: "Согрешил я, предав кровь невинную".
Что же сказали в ответ на это первосвященники и старейшины? Они холодно ответили:
"Что нам до того? Смотри сам". Подстрекать его к грехопадению они могли, но когда его стала мучить совесть, они ничего не захотели иметь с ним. Они как бы говорили: "Ты же так сам хотел, ты не малое дитя, ты же сам знаешь, что ты сделал, мы же не принуждали тебя предавать своего учителя. Оставь нас в покое, мы знаем, что нам следует дальше делать, а ты должен знать, что тебе дальше делать. Ты получил свою плату и теперь оставь нас в покое, дорогой Иуда".
Такое вот "утешение" получил несчастный Иуда от своих новых друзей, с которыми он сделал совместное дело. Пока он им был нужен, они были дружелюбны и приветливы по отношению к нему. Теперь же было сказано: "Смотри сам". Такова дружба тех, которые заключают между собой союз во имя дьявола.
К Тому же. Кто мог утешить и успокоить его угрызения совести, Иуда не обратился, ибо сатана нашептывал ему: "Это уже не поможет; слишком поздно; твои грехи так велики, что их больше уже нельзя простить". Что же теперь? Как быть дальше? Греховные деньги он не хотел оставлять у себя. И тогда он подумал: "Ты должен пожертвовать сребреники храму. Это хорошее дело. Кто знает, может, это и поможет?" Он побежал к храму и бросил там свои 30 сребреников. О, как много таких, которые хотели бы каким-либо крупным пожертвованием для церкви очиститься от греха за деньги, которые были накоплены обманом, наживой, воровством!
Теперь денег уже нет в руках. Но от этого совесть Иуды не успокоилась. Грехи давили его душу, словно горы. Сколько развлечений он обещал себе за 30 сребреников, пока их у него ещё не было! Но сколько же мук они уготовили ему, оказавшись у него в руках! Как велик обман греха! Каждый грех чреват ужасными последствиями, но об этом обычно не думают. Сколько плача и слез мы могли бы сберечь, если бы мы дали освятить себя словом Божиим и оберегались бы от греха. Потом люди стенают и плачут, но уже поздно. Сперва сделать, а потом думать - такое правило уже многих ввело в большое горе.
Адский огонь сжигал душу несчастного Иуды. Адская тьма окружала его все более. Его духовные глаза совершенно ослепли. Божью милость он больше не видел. Он видел перед собой только два пути: либо, как Каин, вести жизнь изгоя и жить с кровавой виной на совести, или покончить со своей несчастной жизнью.
Одно мгновение он в нерешительности и не знает, что ему избрать. Но тут приходит сатана, его хороший друг, которому он служил, который часто ему советовал, он и сейчас даёт ему совет. Он говорит: "Умереть однажды тебе придется все равно, так сделай же быстро это сам. Тогда ты будешь свободен от угрызений своей совести, от всего позора. Лучше умереть, чем вести такую убогую жизнь".
И Иуда избирает. Ангелы на небе скорбят и плачут, дьяволы в аду ликуют и веселятся, ибо один из учеников Иисуса падает в бездну отчаяния, чтобы войти в место вечных мук и истязаний. Вместо того, чтобы найти своё прибежище в Спасителе, как Петр, он находит своё прибежище в верёвке. Самоубийством он кончает свою жизнь. Причиной его несчастья было то, что он не бодрствовал, не молился, вовремя не покончил с грехом, а кто этого не делает, тот погибает, жизнь того кончается отчаянием.
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий