воскресенье, 18 марта 2012 г.

ВТОРАЯ ВЕЛИКОПОСТНАЯ ПРОПОВЕДЬ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Матфея 26, 69-75.
"Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько". 


В Святое Страстное время нас занимают страдания и смерть нашего Спасителя. Мы видим, как Он берёт на Себя наши грехи и беззакония, как Он ради нас терпит муки и истязания, пощечины и бичевание, как, под насмешки и глумление своих врагов в невыразимых страданиях отдаёт свою жизнь.
Стоит только представить себе Господа, не имевшего греха, никогда не лгавшего, стремившегося спасти свой народ и изливавшего столько милости и благодеяний на многие тысячи в Израиле, приходивших к Нему, даровавшего утешение и мир разбитым и сокрушенным сердцам Своим подкрепляющим, ободряющим словом, помогавшего и исцелявшего убогих и больных, творившего чудеса. Если только всё это себе представить и обдумать, то мы по справедливости должны прийти в ужас от ослепления народа, от его ненависти и зла, которыми они заплатили Ему за любовь и благодеяния. Но одновременно с этим мы должны в глубине души своей пугаться наших собственных помыслов, потому что те люди, которые причинили Господу такие страдания и муки, были такими же людьми, с той же человеческой природой, что и мы и, если у нас появится желание их осудить и проклясть, то при этом мы только сами себя осудим и проклянём.
Кто с этим не согласен и станет утверждать: "Нет, я не такой плохой, как те", - тому я укажу на Петра, который в нашем тексте трижды отрекся от Господа. Христос должен был пострадать не только от своих врагов и противников, от Него трижды отрёкся сам Пётр. Я верю. Ему это было больнее, чем пощечины и истязания Его недругов, это было для Него больнее даже, чем поцелуй Иуды.
То, что Иисус должен был пережить по вине одного из самых верных Своих учеников, было одной из острейших стрел, которые ранили Его в сердце. Но и это Он принял с любовью, которая не раздражается, которая всё покрывает, всему верит, на все надеется, всё переносит и силой этой любви Он вырвал Своего Петра из пламени ада.
Оказал бы Господь и нам эту милость и благословил бы в наших сердцах желание покаяния на основании падения Петра и его покаяния.

Господь Иисус, как Ты пробудил однажды Своего падшего Петра и привёл его к покаянию, так мы просим Тебя, чтобы Ты и нас пробудил от нашего греховного сна и привёл к покаянию и, как Ты ласково и сострадательно взглянул на него, так взгляни и на нас, чтобы мы испытали, что милость Твоя более властна, чем наши грехи, чтобы наше боязливое сердце нашло в Тебе покой и мир. Аминь.

I

Во-первых, посмотрим на падение Петра.

В нашем тексте рассказывается о тяжёлом грехе, который совершил Петр, не просто об одном грехе, но о многих - как он раз за разом отрекается от Иисуса, клянясь и божась: "Не знаю сего человека".
Как, должно быть, радовался дьявол в этот момент и скорбели ангелы! Будущий столп христианства пошатнулся и к тому же не один раз, и был близок к тому, чтобы совсем рухнуть. Муж, который одним из первых вслух признал Иисуса: "Ты Христос, сын Бога живого", отрекся от Иисуса! Муж, который однажды, воодушевлённый радостной верой, воскликнул: "Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни", теперь отказался от своего Господа! Муж, которому Иисус дал обещание: "Ты - Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её", - этот человек-скала предал Его и стоял теперь, слушая страшные слова осуждения: "Кто отречётся от Меня пред людьми, того отрекусь и Я пред Отцом Моим небесным".
Таким вот сегодня стоит перед нами Петр там, во дворе первосвященника.
Как же Петр так глубоко пал? Увы, путь к этому очень прост. Нужно только стать уверенным и беспечным, стоит Богу лишь предоставить тебя самому себе, тогда скоро последует одно греховное падение за другим.
Спаситель знал, каким слабым, по сути, был Его Петр, хотя сам Петр так не считал. Христос еще раньше серьёзно предупреждал его об этом. В Гефсиманском саду Он неоднократно увещевал своих учеников: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение; дух бодр, плоть же немощна". По пути туда Иисус ему все сказал заранее, что он будет делать. Он сказал ему: "В эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от меня". Но Петр не поверил и едва не обиделся на Него. "Что? - думал он, - такой человек, как я, да отрекусь от Иисуса? Что за невозможные вещи говорит Господь!" "Нет, нет, - сказал он, - будь совершенно спокойным. Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти". И, когда враги явились в Гефсиманию, чтобы схватить Иисуса, Петр сдержал своё слово. Он схватил меч и поднял его против врагов, он готов был либо защитить своего Господа и Учителя, либо погибнуть вместе с Ним.
Да, за меч он схватился, но бодрствовать и молиться забыл. А именно это-то и было главным.
Когда Иисуса схватили, Петр обратился в бегство так же, как и другие ученики. Но во время бегства он вспомнил, что обещал Иисусу, устыдился своего поступка и остановился. "Стой, - думал он, - это же неправильно. Ты должен сдержать своё слово, ты не можешь покинуть своего Спасителя, ты же готов был идти с Ним и в темницу и на смерть". Тогда он последовал за Иисусом, которого враги вели ко дворцу первосвященника. Он, хотел видеть, что будет с Иисусом дальше.
О, лучше бы он этого не делал, ибо место, куда он вскоре попал, не было местом для него, не было обществом для него. Ибо там господствовала власть тьмы, а Петр еще не был достаточно силён, чтобы в этом обществе противостоять искушениям дьявола. Бывают такие искушения, для преодоления которых не каждый человек дорос. Христос предупреждал Своего Петра, но Пётр тогда не внял Ему. Он все же вошел во двор первосвященника и надеялся, что всё обойдется.
Вошедши, он довольно смело остановился у зажжённого во дворе огня, чтобы у находившихся во дворе людей не возникло подозрения, кто он и, чтобы они, по возможности поверили, что он тоже один из них. Но тут раз за разом начались искушения, и Петр не смог им противостоять.
Власть тьмы так ослепила его, что он постепенно стал тонуть все глубже. Сперва он отрекся от Иисуса из страха, затем продолжал лгать из упрямства и, наконец, стал ложно божиться, да так, что люди должны были подумать: "Нет, этот наверняка не может быть учеником Иисуса, иначе он не говорил бы так отвергающе об Иисусе". После того, как Петр первый раз отрекся от Иисуса, он, видимо, прежде чем искушение подступило к нему второй раз, подумал: "Моя честь требует того, чтобы я остался при том, что я уже один раз сказал. Что обо мне подумают люди, если я сейчас скажу правду? Тогда везде будут говорить: "Вот это ученик Иисуса! Как он умеет лгать!" То есть, он поступил плохо, но хотел выглядеть лучше, чем был на самом деле. Он мог подумать: "Ты уже раз согрешил; дело не изменится, если будет одним грехом больше или меньше". Ведь так думает каждый грешник. Таким вот образом греховная цепь все более обвивает его сердце, так он всё более опутывается властью тьмы. Искушения, которым он подвергся из-за того, что не послушался предупреждений своего Спасителя, все более одолевали его, он тонул все глубже, втягиваясь в адскую бездну. Кто даёт дьяволу только один палец, того тот вскоре схватит за всю руку и утащит с собой всего. Так случилось тогда и с Петром. Так случается и поныне. И всё же люди играют с грехом, словно с безопасной игрушкой, пока не попадаются в капкан. Часто грех является поначалу лишь маленькой искрой, но какой может вскоре из нее запылать адский костер, если она не будет быстро погашена. Это мы можем наблюдать ежедневно, это мы имеем возможность постоянно испытывать. Но, увы: "Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?" И исполняются слова Писания: "Видя, не видят, и слыша, не слышат".
О, мы тоже несчастные, ослепленные грешники, если так блуждаем в то время, как могли бы ходить во свете жизни и укрепиться тем, что сказал Господь: "Сила Моя совершается в немощи". Без бодрствования и молитвы мы погибнем.
Пётр пал глубоко, но наш текст рассказывает нам и то, как он духовно воскрес, вернулся и покаялся.

II

Теперь проследим дальше, а именно: покаяние Петра.
Пал, глубоко пал Петр, и если мы представим себе, как сатана опутывал его все сильнее и затягивал в сети грехов, то нас должна бы охватить скорбь по Петру и из глаз наших пролиться горючие слезы. Конечно, мир хладнокровно и равнодушно проходит мимо тех, кто впал в грехи и бесчестие. Бывает даже так, что кое-кто внутренне даже радуются чужим грехам. Этим они как бы находят оправдание своим собственным грехам. Такие люди думают: "Если сам Петр мог так пасть и грешить, тогда не так уж страшно, если и мы так же согрешим". О том же, что Петр покаялся тут же, они не думают, но готовы из грехов Петра сделать себе удобную успокоительную подушку, чтобы и далее продолжать жить в своих грехах, потакая своим похотям. Природа человеческая хитра и лукава, если ей потребуется черное сделать белым, чтобы избежать покаяния.
Если Петр и пал глубоко, то далее Писание рассказывает, что он все же выбрал потом тот путь, который должен выбирать каждый грешник, если не хочет погибнуть. Конечно, спасение не исходит от самого раскаявшегося Петра, но от Господа, Который стоял тогда перед своим неправедным судьей. Пётр отказался от Иисуса, но Иисус не оставил его. Господь пытается спасти Петра, ибо всегда ищет спасения погибающего, даже там, где Он Сам должен был терпеть насмешки, издевательства, пытки и муки. Сказать что-либо Петру Он не мог, но у Него имелось ещё и другое средство, чтобы проникнуть в сознание Петра. Он посмотрел на него Своим многозначительным взглядом и Петр понял этот взгляд. Многие люди, к сожалению, не придают никакого значения обращенным на них взглядам. Иуду не смогли спасти даже проникающие в сердце слова: "Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?" Одного из разбойников даже крестные мучения не смогли привести к покаянию. Для Петра же был достаточен один только взгляд, чтобы привести его в сознание. Если он и пал глубоко, то все же не настолько, чтобы не понять этого взгляда Иисуса.
Что же сказал ему этот взгляд? Прежде всего Петр должен был вспомнить своё грехопадение, он должен был увидеть, как сильно заблудился. Это было для него прежде всего взглядом наказания. Иисус смотрит на него и говорит этим взглядом: "Пётр, такая твоя верность до смерти, которую ты Мне обещал? Это ли благодарность за всю Мою любовь к тебе? Это ли благодарность за то, что Я принял тебя в Своё ученичество? Ты отрекся от Меня, как будто Я смог бы отречься от тебя Ты говоришь обо Мне: "Не знаю этого человека". Как? Если я то же самое скажу в День суда? Если и ты однажды услышишь из уст Моих слова: "Отойди от меня, не знаю тебя, творящего беззаконие"?"
Так Иисус укоризненным взглядом наказывает отступившегося Петра и приводит его к осознанию своих грехов и вины. Но взгляд Иисуса был одновременно взглядом сострадающей милости. Это был взгляд, который говорил: "О Петр, возвратись, пока есть время, возвратись к Спасителю грешников, Который, как ты знаешь, ищет погибших овец, и Который милует мытарей и грешников, если они только осознают свои грехи и покаются. Только вовремя вернись, пока ещё не пал так глубоко, что уже невозможно будет подняться. Вернись без промедления, пока твоё сердце ещё не полностью подпало под власть тьмы, пока ещё твои уши не стали глухими, и глаза - слепыми". Ибо так случилось с первосвященниками и книжниками, которые как раз мучили и пытали Господа.
Взгляд Иисуса проникает в самую глубь сердца Петра. Он слышит и чувствует громовые удары своей совести. Он слышит пение петуха, он знает, что это означает, и почему именно сейчас должен был пропеть петух. Так и крик петуха по Божьей воле может стать небесным голосом пробуждения. Только бы нам обращать внимание на пробуждающий голос Бога. Пение петуха напоминает Петру слова Иисуса. "Да, - должен был сказать себе Петр, - Иисус был прав, когда предупреждал меня. Он лучше знал мою природу, чем я сам. Так глубоко я увяз из-за того, что не прислушался к Его голосу. Что же теперь станет со мной? Если останусь в этом обществе, тогда грех и обман только углубятся. Нет, я должен послушаться своего Спасителя, я должен вернуться, вернуться без промедления, иначе я погибну".
Тогда он стремительно вышел, сердце его разрывалось от горя и вины, и горячие слезы, слезы горького раскаяния и покаяния во всех грехах, которые он только что совершил во дворе, брызнули из его глаз. Во двор Петр вошёл упрямым, самонадеянным, самоуверенным, а вышел оттуда с сокрушённым сердцем и плачущим.
Грехи тяжким грузом так давили его сердце, что выдавили из этого твёрдого, как скала, человека слезы. Он плакал, как ребёнок. Но грех не смог его победить, как этого хотел дьявол, как это было с Иудой. Грехи лишь погнали его к Иисусу, Который уже готовился отдать Свою жизнь во искупление наших грехов.
Иисус не дал ему упасть, ибо Он не хочет трости надломленной переломить и льна курящегося угасить. Сердце Иисуса открыто для грешников, готовых к покаянию, которые признают свои грехи и в стыде и раскаянии ищут Его прощения. Петр был на распутье дорог между адом и небом. Если бы он остался непоколебим в своей лжи, то с ним было бы уже все кончено и взгляд Иисуса уже не встретил бы его, пение петуха не пробудило бы его. Но он свернул с того пути, на который так опрометчиво вступил, вернулся от тьмы к свету, от греха к милости, с пути проклятия к Спасителю, Который говорит: "Кто верит в Меня, не приходит к осуждению, но переходит от смерти в жизнь".
Благословенна милость Иисуса. К падшему Петру можно применить слово: "Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать". Господь смилостивился над ним и не отверг его. После Своего воскресения Господь явился ему и приветствовал его словами: "Мир тебе!" и страх и беспокойство Петра обратились в блаженный мир.
Таков путь, ведущий от греха к благодати, путь, который вместе с Петром прошла уже не одна душа и обрела на этом пути покой и мир. Ложь ведёт в ад, истина прокладывает путь ко Христу. Ожесточенность подводит под власть тьмы, слезы раскаяния - прокладывают путь к благодати Христа, Который прощает и багряные грехи.
Этот путь указан нам сегодня не ради Петра, ибо тот уже давно там, где нет ни искушений, ни греховных падений, ни воздыханий, ни слез, но он указан нам ради нас самих, чтобы мы без промедления, как тогда Петр, возвратились и покаялись, пока ещё власть тьмы не ввергла нас в вечную погибель.
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий