воскресенье, 18 марта 2012 г.

ВОСКРЕСЕНЬЕ СЕПТУАГЕЗИМА (СЕМИДЕСЯТНИЦА)




Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Матфея 20, 12-16.
"...и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных" 


Слово Божье, которое мы слышим, призвано обновлять наши сердца, наши мысли, чтобы мы мыслили по небесному и божественно, ибо только тогда мы имеем надежду на вечную жизнь, к которой мы призваны. Уже пророки Ветхого Завета многократно указывали израильскому народу на то, что для спасения недостаточно лишь наружного благочестия, но они предупреждали: "Омойтесь, очиститесь, удалите недобрые деяния ваши от очей Божьих, перестаньте творить зло, возвратитесь, мятежные. Бог исцелит вашу непокорность".
Иоанн Креститель требовал от народа сотворить достойный плод покаяния и говорил:
"Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь". И когда Иисус начал проповедовать Царство Небесное, которое приблизилось в Нём, Он сразу же и требовал: "Покайтесь и веруйте в Евангелие". Он убедительно предупреждал людей, чтобы они не успокаивали себя, говоря: "Господи! Господи!", но чтобы исполняли волю Небесного Отца. И, как Его апостолы проповедовали нам великое Евангелие о том, что Божья благодать в Иисусе Христе могущественнее, чем наши грехи, так они предупреждают нас: "В вас, христианах, должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе; по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках".
Нового сердца, божественного мышления требует Господь Иисус от нас и в нашем сегодняшнем Евангелии.
Оно рассказывает нам, как приветливо и дружелюбно был настроен хозяин виноградника:
всем работникам, даже и последним из пришедших, заплатил он по динарию. Но как же завистливо были настроены пришедшие первыми: они позавидовали последним и возроптали на хозяина дома за его доброту.
Как Иисус здесь говорил в притче, так оно обстоит и на самом деле; таковы сердце Божие и состояние человеческого сердца.
Позвольте на основе нашего Евангелия проникнуть взором в сердце Божье и в наше собственное сердце.
Мы увидим:
1. какое приветливое и доброе Божье сердце;
2. какое злое и завистливое сердце у нас.

Господь наш Бог, Ты щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив, мы же полны зависти, лукавства, ропота и недовольства, как те в Евангелии, которые пришли первыми. Мы просим Тебя: "Пусть Твоё слово явит нам свою силу, чтобы удалить из нас чёрствость, чтобы мы имели новые, небесно настроенные мысли. Сделай нас верными работниками в Твоём Винограднике, и дай нам однажды, когда настанет час нашей кончины, обещание вечной жизни по Твоей милости и щедрости". Аминь.

I

На основе нашего Евангелия попытаемся мысленно проникнуть в сердца Божье и наше собственное, и тогда первое, что увидим, это - каким приветливым и добрым является Божье сердце по отношению к нам.

Об этом говорит в нашем сегодняшнем Евангелии Господь Иисус, рассказав притчу о хозяине виноградника. Хозяин виноградника оставляет впечатление очень приветливого и доброго господина. Он выходит с раннего утра и до одиннадцатого часа, чтобы нанять работников в свой виноградник. И как только он видит праздно стоящих на торжище, обращается к ним и нанимает их к себе на работу.
Ему жаль, что здоровые, крепкие работники праздно стоят на торжище. И он нанимает их, посылая работать в свой виноградник, говоря: "Работайте только; и что следовать будет, получите".
Когда же наступил вечер и пришёл час, когда работники должны были получить расчет, он поручил своему управляющему уплатить всем работавшим за полный рабочий день, не только пришедшим первыми, с которыми он договорился по динарию, но и последним, тем, которые были наняты в одиннадцатом часу и работали всего час. Этим он никак не мог обидеть нанятых им раньше, ибо рассчитался с ними полностью, как и полагалось по договору, то есть дал им по динарию. В отношении же последних он проявил доброту, дав и им по целому динарию. Ибо был властен делать со своим добром то, что хочет. Кто имел право обижаться на него за то, что он творит дела милосердия?
Мои дорогие, под этим приветливым и добрым хозяином виноградника подразумевается, конечно же, никто иной, как Сам Бог, а под работниками, которых нанимал хозяин - люди, призываемые Богом. Господь Бог имеет большой Виноградник, в который Он призывает работников. Этим Виноградником является Небесное Царство, которое приблизилось в Иисусе Христе. В этом Винограднике должны все мы, призванные, работать в поте лица. Тем, которые прилежно и верно работают. Бог обещает богатую награду здесь и в вечности.
Кто не работает в этом Винограднике, кто не служит Богу, - тот праздно стоит на торжище жизни. Богоугодны только дела, сделанные во имя Бога, в соответствии с Его волей.
Бог призывает нас для работы в Своем Винограднике в самые различные часы нашей жизни - с ее утра и до позднего вечера, с первого до одиннадцатого часа. Он призывает нас, когда в Крещении принимает нас в Своё царство; Он призывает нас, когда с помощью родителей и учителей наставляет в том единственном, что нам необходимо. Он призывает нас, когда обновляет с нами Свой завет при конфирмации; Он призывает нас, когда даёт нам Своё благословение при венчании. Он призывает нас всякий раз, когда мы слышим Его слово, всякий раз, когда мы идём к Святому Причастию, ибо Он не устаёт держать нас в поле зрения и призывать: "Что вы стоите здесь целый день праздно? Идите и вы в виноградник Мой, и что вам следует, получите".
Сегодня снова обращен к тебе Его призыв. Если ты ещё не ответил на этот призыв Бога в Небесное Царство, если ты до сих пор служил только миру, плоти, своим похотям и страстям, не отчаивайся, но поспеши пока есть ещё время, иди в Виноградник Господень - хотя это может быть твой третий, шестой, девятый или даже одиннадцатый час, и уже наступил вечер твоей жизни; только не говори Господу, твоему Богу: "Я не хочу идти, я не желаю каяться, я не хочу слышать Твой призыв, я не хочу служить Тебе".
Это большая милость от Бога, что Он призывает нас в Свой Виноградник. Много миллионов язычников в мире праздно стоят на торжище жизни и проводят дорогое время в грехах. Нас же Бог призвал в Царство благодати, мира и вечной жизни, которое явилось в Иисусе Христе. И продолжает призывать: "Идите, работайте в Винограднике Моём, что вам следовать будет, получите".
"Что следовать будет, получите"... Это великое обещание, которое Бог даёт нам, работающим в Его Винограднике, служащим Ему и слушающим голоса Его.

Если вам скажут: "Там-то и там, есть некий богатый господин, которому требуются работники, и он платит так щедро, что можно быстро заработать себе целое состояние и затем зажить беззаботно", - неправда ли, нашлись бы многие, которые захотели бы к нему наняться. Но это при всем хорошем было бы всего лишь земным выигрышем. Бог же обещает в Своём Царстве такие сокровища, которых ни моль, ни ржавчина не истребляют, такие сокровища, которых и смерть не сможет у них отнять, такие сокровища, которые и в вечности будут иметь ценность. Он обещает благодать и мир, свет и утешение, жизнь и блаженство. Его Слово гласит: "Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни".
"Что тебе следовать будет, то ты получишь"... Так гласит обещание, которое Он даёт тебе в час, когда ты слушаешь Его призыв. Он не скупой хозяин. Он неизмеримо щедр в доброте Своей и сострадании. Ты должен быть спасённым, как все те, которые победили через кровь Христа и вошли в вечную славу. Ты не должен думать: "Для меня уже поздно, я слишком долго служил греху и не могу больше надеяться на Божью милость и вечное блаженство".
Нет, мои дорогие, Иисус здесь в Евангелии говорит совсем иное. Он говорит, что и в одиннадцатом часу Бог готов тебя принять. И как хозяин виноградника заплатил по целому динарию тем, которые работали всего один час, так хочет Бог и тебе дать вечное блаженство во всей полноте, если ты только последуешь Его призыву идти работать в Его Царстве даже в том случае, если у тебя осталось очень короткое время жизни.
Как отец принял блудного сына, когда тот в раскаянии и с болью в сердце вернулся назад, так Бог приветливо и с любовью принимает всех блудных сыновей и дочерей, которые возвращаются к Нему, каясь в своих грехах и в своей потерянной жизни.
Как Иисус помиловал разбойника на кресте в одиннадцатом часу его жизни, так Бог хочет и тебя помиловать, если ты только послушаешь Его призыва: "Приди и работай в Моём Винограднике!". Бог хочет, чтобы все спаслись люди. Но только торопись и не медли! Ибо после одиннадцатого часа тебя уже не позовут.
Да, Божье сердце по отношению к нам настроено очень милостиво и дружелюбно.

II

Теперь же, в свете нашего Евангелия, всмотримся в наше собственное сердце и тогда, увы увидим, какое оно зачастую недоброе и завистливое.
Да, Бог по отношению к нам настроен милостиво и дружелюбно. Но как настроено наше сердце по отношению к Богу? Когда Бог нас призывает, чтобы мы пошли в Его Виноградник и работали, когда Он призывает, чтобы мы служили Ему, что делаем тогда мы? Увы, мы очень часто пренебрегаем этим призывом, не слушаем гласа Божия, но служим миру и нашим собственным желаниям и страстям, хотя знаем, что: "Мир проходит и похоть Его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек".
Нам хочется угождать миру, но вопрос, угождаем ли мы Богу, нас мало волнует. Если бы мы стали служить Богу так же ревностно, как нашему собственному "я", если бы мы стали так же ревностно стремиться к вечному венцу жизни, как к преходящему богатству, если бы мы о нашей бессмертной душе стали заботиться так же ревностно, как о нашей смертной плоти, - как совсем по-другому стало бы все с нами и с Царством Божьим в этом нашем земном мире. Мы растрачиваем свои силы на службе тщеславию, хотя призваны сеять семя для вечной жатвы. Вместо того, чтобы содействовать Царствию Божьему, мы мешаем ему нашей леностью и дурным примером, и тем не менее молимся "Да придёт Царствие Твоё".
И если мы и делаем шаг в направлении Виноградника Господня, то мы сразу же оглядываемся на мир и на то, что мы оставляем в этом мире. Мы поступаем так же, как израильтяне на пути в Ханаан. Впереди их ожидала обетованная земля, но путь к ней лежал через пустыню, где они должны были пережить многие трудности и лишения. И тогда они возроптали на Божьи пути и стали с сожалением оглядываться назад на свои кувшины с мясом в Египте.

Так и мы всегда оглядываемся назад на свои кувшины с мясом, оставляемые в миру и не взираем на Небесный Ханаан, ропщем на пути в пустыне испытаний, если встречаемся с трудностями и зноем.
А если мы все же начинаем работать в Винограднике Господнем, то сразу воображаем, будто сделали уже нечто великое, хотя, если оценим свою работу честно и непредвзято, должны будем признать, что была она лишь жалкой халтурной работой. И тогда нам должно взмолиться: "Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается перед Тобой ни один из живущих". Как те работники, пришедшие первыми, хвалились, что они перенесли тягость и зной дня и думали, что они этим заслужили намного больше, чем позже пришедшие, так и мы очень часто самодовольно оглядываемся на то, что мы совершили и смотрим с пренебрежением на тех, которые, может быть, не сумели сделать столько, как мы.
Да, очень часто мы самодовольны и эгоистичны, хотя как христиане всегда должны пребывать в смирении и кротости, и говорить: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей".
Ежедневно ожидаем мы от Бога всяческих благодеяний, принимаем их как должное, и даже не благодарим Его, не прославляем Его и быстро забываем их. Христос пожертвовал ради нас всем, что имел: Своей небесной славой, приняв образ Сына Человеческого, Своей честью, будучи ради нас оплёван, Своей святостью, став вместо нас жертвой за грех. Своей жизнью, будучи ради нас распятым на кресте. Но много ли жертв мы принесли Господу? Увы, лишь крохи от того, что имеем, мы отдаём Ему. Но разве это жертва? Истинная жертва - это дар, который связан с самоотречением и отказ от которого часто очень болезнен.
Если мы однажды в отношении кого-либо проявили любовь и в ответ получили неблагодарность или даже ненависть и лукавство, то как мы возмущаемся в своем праведном гневе и стараемся той же монетой отплатить неблагодарному!
Но кто проявил к нам больше любви, чем Бог, Небесный Отец, и кто больше, чем Он терпит нашу неблагодарность? Если Бог благословляет нас хорошей жизнью, как часто нас одолевает гордыня, мы становимся высокомерными и хвастливыми, приписываем себе все то, что дал нам Бог, вместо того, чтобы вечно благодарить Его за оказанные нам доброту и милость. Но когда Бог возлагает на нас трудности, взыскивает нас несчастьями и страданиями, тогда мы вопим: "За что я это заслужил?"
Дорогие мои, знайте, что в любых ситуациях Бог хочет для нас лишь блага. Мы же слепы к Его любви и глухи к Его гласу, не задумываемся, что служит к миру нашему.
Когда Бог нам даёт что-нибудь, мы поступаем так же, как те работники, пришедшие первыми, и всегда хотим получить побольше. И никто и ничто не может нас до конца удовлетворить, мы постоянно ропщем и недовольны и смотрим завистливо, если Бог, по нашему мнению, к другим проявляет доброты больше, чем к нам. Но кто так мыслит, тот всегда будет несчастливым, даже в вечности. Ибо кто не имеет в сердце Бога здесь, тот никогда Его не будет иметь.
Так настроено наше сердце по отношению к Богу.
А как настроено наше сердце по отношению к нашим ближним, к нашим соработникам в Винограднике Господнем? Евангелие нам повествует, что когда хозяин дал по динарию и пришедшим последними, то пришедшие первыми проявили свое недовольство, стали роптать и говорить: "Эти последние работали один час, и Ты сравнил их с нами, перенесшими тягость дня и зной". Их зависть была вызвана тем, что хозяин проявил доброту к пришедшим последними.
Согласитесь, это было очень скверно, что пришедшие первыми оказались такими недобрыми и завистливыми. Они должны бы были радоваться, что хозяин так добр по отношению к пришедшим после них и тоже дал им по динарию. Ведь не за их же счет это было сделано. Но нет, такое чувство им не было знакомо, и они смотрели с завистью и недоброжелательностью на плату, которую получили пришедшие последними.
О, этот завистливый глаз человеческий! Зависть - злая и скверная болезнь нашей человеческой природы. Один смотрит с завистью и недоброжелательностью на другого и не радуется ни его дому и хозяйству, ни его доброму заработку. Вместо того, чтобы радоваться тому, что у ближнего всё благополучно и он преуспевает, мы смотрим на это косо и завидуем его счастью и успеху, стараемся нагромоздить на его пути как можно больше камней, чтобы разрушить его счастье.
Вы знаете, как, к примеру, обстоит дело с ремесленниками. Один портной упрекает другого портного, один столяр поносит другого столяра, один сапожник хулит другого сапожника, и как редко можно найти мастера, который хвалил бы работу другого мастера.
То, что имеет место среди ремесленников, имеет место и среди коллег в любой профессии. К сожалению, зависть и недоброжелательность крепко засели в наших сердцах, хотя это нам, христианам, говорится: "Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими, страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены"!
Именно зависть сделала пришедших первыми такими недобрыми. Если не хотим мы быть похожими на них, то должны немедленно вымести из нашего сердца всякую зависть, ненависть, недоброжелательность и радоваться, если у нашего ближнего всё благополучно и Бог благословляет его в плотском и духовном, ибо дети Божьи поступают по заповеди: "Возлюби ближнего своего, как самого себя".
Господь требует от нас нового сердца и божественного мышления, если мы хотим войти в Его Царство. "Много званных, а мало избранных". Званные - это те, которые крещены, слушают Слово Божье и идут к Святому Причастию, участвуют в Богослужениях. Избранные же - это те, которые не только участвуют во внешнем богослужении, но верят Евангелию об Иисусе Христе и через Него стали новыми людьми.
Помог бы нам Господь по благодати, чтобы мы оказались не только среди большой толпы званных, но и среди маленькой группы немногочисленных избранных.
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий