суббота, 17 марта 2012 г.

ЧЕТВЕРТОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ БОГОЯВЛЕНИЯ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Матфея 8, 23-27.
"И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?" 


Возлюбленные в Господе! Наше Евангелие показывает нам, каким опасностям и страстям мы подвержены в этом мире, но оно же указывает нам также и на Того, Который может защитить нас от них - на Иисуса Христа, всемогущего помощника. Который мог повелевать ветрам и морю и они утихали.
Как было с теми учениками, которые, не предчувствуя худого, пустились в плаванье по Геннисаретскому морю и вскоре оказались в великой опасности и, полные страха и сомнения, возопили: "Господи, спаси нас, погибаем!" - так бывает и с нами в нашем странствовании по морям нашей переменчивой жизни. Бури и непогода частые явления в этом житейском море, и нам кажется, что мы тонем и погибаем, ибо, куда бы ни кинули взор, нигде не видится спасения и помощи. И тогда сердце начинает панически трепетать, точно так же, как это было с учениками на Геннисаретском море, когда началась буря. Но мы не должны падать духом и отчаиваться в час нужды, не должны оставлять надежду, но прийти к Иисусу, и как Его ученики, и молиться: "Господи, спаси нас, погибаем". Тогда Господь спасёт и нас от всякого страха и опасности; тогда и мы испытаем на себе Его помощь и Его утешение. И тогда успокоятся буря и непогода; вокруг нас и внутри нас наступит тишина и мы вместе с удивлёнными учениками воскликнем: "Кто же Этот, что и ветры и море повинуются Ему?"
На основе нашего сегодняшнего Евангелия мы можем сравнить странствование учеников Иисуса по Геннисаретскому морю с нашим собственным странствованием по нашему житейскому морю.
1. Мы тоже странствуем через бури и волны жизни.
2. Оказавшись в опасности, мы должны молиться: "Господи, спаси нас, погибаем!"
3. Если сделаем это, тогда и нам поможет Господь.

Дорогой Господь и Спаситель Иисус Христос! Мы стоим здесь пред Тобою, как те Твои ученики на Геннисаретском море, мы в беде, - бури и волны угрожают нам, и кажется, что мы тонем. Ты можешь приказать ветрам и волнам, поэтому мы взываем к Тебе: "Господи, спаси нас, погибаем". Да, всели в нас уверенность, что Ты близок на всех путях наших, помоги нам и утешь нас, чтобы мы успокоились и могли продолжить свой путь в мире с Тобою. Благослови в нас Своё Евангелие ради имени Твоего. Аминь.

I

Мы странствуем в нашем море жизни сквозь бури и волны, как ученики Иисуса некогда плыли в лодке по Геннисаретскому морю.Да, наша жизнь подобна странствованию по морю. Оно начинается на одном берегу часом нашего рождения и кончается на другом берегу нашей смертью. Время приближает нас к вечности. Мы так же, как и ученики, можем иметь Иисуса в своей лодке жизни. Он приходит к нам в нашем Крещении. Ибо все мы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. При этом Он приходит к нам и даёт нам обещание, что будем жить: "Не бойся, ибо Я назвал тебя по имени твоему: ты Мой. Будешь переходить через воды, Я с тобою; через реки ли, они не потопят тебя; пойдёшь ли через огонь, не обожжёшься, и пламя не опалит тебя".
При рождении наша лодка отталкивается от берега и пускается в плавание по морю времени. Вначале это странствование лёгкое и спокойное. Простодушное детство, поначалу не знающее забот и беспокойства жизни. Но чем дальше, тем бурнее и неспокойнее наше странствование. Нас настигает непогода, поднимается буря, и волны с ревом надвигаются на нас, угрожая погубить; то здесь, то там вскипает пучина. И так, каждый день со своим испытанием, муками.
Там глава семьи борется с нищетой и горькой нуждой и не знает, как прокормить и обеспечить жену и детей. Там, одолеваемая тяжелым недугом, лежит днями и неделями больная душа и чахнет на одре болезни, подверженная мукам и страданиям, и не знает, как и когда они кончатся. Там чья-то душа снова и снова поражается вражескими стрелами так, что она должна причитать вместе с Давидом: "Поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: где Бог твой?"
Нам представляется суровым и тяжёлым, если нужно проходить через подобные бури и волны, но это всё же необходимо для нашего спасения. Если бы нам всегда светило солнце счастья, мы бы очень скоро забыли Бога и гнались бы лишь за радостями нашего суетного мира. Поэтому для нас полезно, что Бог насылает на нас ненастную погоду, чтобы мы начали сознавать наше бессилие и научились поднимать очи к горам, откуда идёт нам помощь. Как буря очищает воздух от вредного угара, так Господь хочет бурями скорби очистить наши сердца от угара недобрых страстей и похотей. Конечно, каждое наказание, когда оно постигает нас, не в радость, но зато после оно дает мирный плод праведности тем, которые испытаны через него. Лишь во дни бедствий и нужды мы осознаём, как мы слабы, что мы прах. Но именно тогда мы учимся понимать Божье слово, гласящее, что Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас; Бог для нас - Бог во спасение. Во власти Господа Вседержителя врата смерти. Ибо Он говорит своим: "Падут подле тебя тысячи, и десять тысяч одесную тебя, но к тебе не приблизятся". Часы нашей жизни, наиболее наполненные страхом, одновременно являются и наиболее благодатными для нашего внутреннего человека. Если мы это и не можем еще уразуметь и почувствовать, пока длятся бури и искушения, то всё это мы испытаем после. Да, блажен человек, который переносит искушения, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. Если мы со вниманием отнесемся к этому обетованию, данному искушаемым, то также должны будем сказать: "Крест, который мы претерпели, мы не променяем на все сокровища мира, ибо венец жизни дороже, нежели все сокровища мира".
Какое же искушение, которое нам нужно преодолеть, является самым великим? Наверное, то, что мы находимся в опасности утерять уверенность в прощении грехов или такой уверенности никогда не имели. Но и это искушение, и этот страх и беспокойство нужно преодолеть. Кто ещё никогда не чувствовал в своём сердце ужас проклятия и мук ада, тот и не знает о блаженстве, которое приходит в сердце, когда оно убеждается в милости Божией и прощении своих грехов. Неверующие дети этого мира идут своим широким путем уверенно и беззаботно и всякие угрызения совести, вызываемые их греховной жизнью, пытаются изгнать из сознания. Но верующие души должны всю свою жизнь совершать свое спасение со страхом и трепетом. Как раз таким верующим душам приходится бороться с наитяжелейшими искушениями. То ангел сатаны преследует их, то мир изливает на них свой яд, то их пугает своими карами Закон, то их собственные мысли, которые их обвиняют, мучают их и не дают сердцу покоя. Море жизни бушует, и часто кажется, что наша лодка поглотится грозными волнами. И нам кажется, что Господь в нашей лодке спит в то время, когда опасность угрожающе возрастает.
Что же нам делать, чтобы не потерпеть крушение, чтобы не утонуть?

II

Мы должны, как это сделали ученики в нашем Евангелии, обратиться к Господу и возопить: "Господи, спаси нас, погибаем!"
Писание говорит: "Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, но благословен человек, который надеется на Господа и которого упование - Господь". Нам помощь от Господа, сотворившего небо и землю. Как ребёнок в опасности ищет убежище у отца и матери, так мы должны искать убежище у хранящего Израиль, Который не дремлет и не спит, и Который является Господином над бурей и волнами.
И блажен человек, который ещё может в час нужды взмолиться: "Боже, спаси меня, ибо воды доходят мне до души; утопаю в глубоком рву, где нет основания; я в глубокой воде и волны хотят поглотить меня".
Тогда он испытает, что Господь близок ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине, ибо Он исполняет то, чего желают богобоязненные и слышит их вопль и помогает им.
"Господи, спаси нас, погибаем!" - в эти несколько слов ученики вместили всю мольбу своих сердец. И эти несколько слов, исходящие из глубины сердца, побуждают Господа к помощи. Мытарь тоже молился всего несколькими словами: "Боже! будь милостив ко мне, грешнику!" - и ушёл оправданным в дом свой. Не красноречия требует Господь, а молитвы из глубины сердца.
Поэтому, если нам страшно и тоскливо в бурях жизни, мы должны обратиться к Иисусу и молиться: "Господи, спаси нас, погибаем!" В этой молитве лежит признание нашего бессилия и Его всемогущества. Мы сами не можем успокоить бури и волны, но Господь может. Мы сами не можем и малейший грех свой перечеркнуть, но Господь убирает его из нашей долговой книги через Свою кровь и даёт нам уверенность примирения тем, что говорит нам слово благодати: "Дерзай, сын мой, дочь моя, прощаются тебе грехи твои". Мы не можем сами дать себе новое сердце, но Господь хочет дать нам его, если мы просим Его: "Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня". Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с небес.
Так будем же усерднее взывать к Господу, Который приклоняет ухо Свое к воплю нищих и смиренных. Чем больше нужда, тем чаще мы должны склоняться в молитве. Чем суровее к нам Господь, тем больше мы должны бороться и молиться: "Не отпущу тебя, пока не благословишь меня". Если умолкнет наша молитва, - наступит наш конец. Тогда воды сомкнула над нашей головой, и мы захлебнемся. Но пока ещё звучат молитвы и просьбы о помощи, ещё есть надежда на нее и спасение. Этому нас учит наше Евангелие.

III

Если мы в молитве постоянны, то убеждаемся, что помощь Господа не оставит нас. На зов страха и мольбы Господь отвечал Своим ученикам: "Что вы так боязливы, маловерные?" Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
Первое слово, которое Господь сказал отчаявшимся, ищущим помощи, ученикам, было слово порицания: "Что вы так боязливы, маловерные?" Петру, когда тот при хождении по воде стал вдруг тонуть. Он сказал: "Маловерный, зачем ты усомнился?" И ученикам, шедшим в Еммаус, Он сказал слова порицания: "О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!" И, наконец, при Своём вознесении на небо, когда Он прощался со Своими, Он сперва упрекнул их за неверие и жестокосердие за то, что, видевши Его воскресшим, не поверили.
Так Господу приходится постоянно журить Своих учеников. Так Господь вынужден и нас постоянно упрекать и наказывать за наше неверие и маловерие.
Когда нам кажется, что мы уже пропали и в ужасе взываем к Нему: "Господи, спаси нас, погибаем!" - Он отвечает: "Маловерные, что вы так боязливы?" Сперва наказание и исправление, затем помощь!
Тем, кто захлебывается в волнах забот о пище и одежде и думает, что Господь оставил их одних, Он говорит: "Маловерные, что вы так боязливы? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницу, и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!"
Тем, кто под тяжестью скорбей начинает сомневаться и думает, что обречен, Он говорит:
"Маловерные, что вы так боязливы? Не знаете ли вы, что многими скорбями надлежит вам войти в Царствие Божие? Вы имеете печаль, но Я увижу Вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас".
Болеющим, подавленным своим недугом, Он говорит: "Маловерные, что вы так боязливы? Эта болезнь не к смерти, но к Славе Божией, ибо верующий в Сына Божьего имеет жизнь вечную". Немощным Он говорит: "Маловерные, что вы так боязливы? Довольно для вас благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи".
Отчаявшимся и устрашенным Он говорит: "Маловерные, что вы так боязливы? Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир даёт, Я даю вам; да не смущается сердце ваше и да не устрашается".
Старцам и слабым, которые с тоской видят приближение вечера своей жизни. Он говорит:
"Маловерные, что вы так боязливы? До старости вашей Я тот же буду и до седины .вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас".
Умирающим, когда их мучит страх смерти, Он говорит: "Маловерные, что вы так боязливы? Я живу, и вы будете жить. Я начертал тебя на дланях Моих, и никто не может похитить тебя из руки Моей. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни".
Господь упрекает Своих учеников, когда они проявляют маловерие и боязливость, но Он же поднимает их и помогает им. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит. По Его Слову утихают буря и волны, тихо становится вокруг нас и внутри нас: мир Божий вселяется в наше сердце. Это тоже чудо в наших глазах, и мы должны воскликнуть вместе с учениками: "Кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?"
Так будем же уверенны, с терпением будем переносить и исполнять определенное нам и взирать на Него, на Начальника и Совершителя веры. В чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах, нас почитают обманщиками, но мы верны; Вы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, но мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Поэтому, что унываешь, ты, душа, и что смущаешься? Уповай на Бога, и ты будешь ещё славить Его, Спасителя твоего и Бога твоего. Он проведёт нашу жизненную ладью через бури и волны. Он, после штормового странствования по этой неспокойной жизни, введёт ее в гавань вечного покоя. Там мы не будем терпеть голода и жажды, и не поразит нас солнце или какой-либо зной. Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти нас и водить нас на живые источники вод, и отрёт Бог всякую слезу с очей наших. Тогда мы уже не будем больше воздыхать: "Господи, спаси нас, погибаем!", но будем ликовать и петь Господу песни хвалы вместе с теми, которые тоже пришли из великой скорби. "Кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?" Он избавил нас от всякого злого дела и сохранил для Своего Небесного Царства!
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий