понедельник, 19 марта 2012 г.

11-е ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ ТРОИЦЫ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Луки 18,9-14.
"Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" 


Возлюбленные в Господе. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о двух людях, вошедших в Иерусалимский храм помолиться. Один из них был фарисей, другой - мытарь. Так и мы, возлюбленные, явились сегодня пред лицом Божиим, чтобы услышать и принять Его слово, чтобы излить Ему в молитве свои сердца. Господь хочет и здесь прийти к нам, ибо Он сказал: "Где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя". И мы стоим пред Ним со всем, что нас тяготит и обременяет, со всеми плотскими и духовными нуждами, и хотим просить Его, чтобы лице Его сияло над нами, чтобы мы чрез Его силу смогли дальше идти своим путем и с терпением пройти предлежащее нам.
Господь стоит перед нами и мы перед ним. Он стоит перед нами как всемогущий милостивый Бог, мы же пред Ним как бедные и ничтожные создания, которые всегда и во всем зависят от Его помощи и милости. Смилуется ли над нами Бог? Будем ли мы достойны получить от Него помощь, утешение и Его благословение? Да, мои дорогие, ибо верен Господь во всех Своих обетованиях. Но только тогда мы можем иметь в них участие, если по-настоящему будем искать Его, если мы не как фарисей, но как мытарь в нашем Евангелии, явимся пред Ним. Ищем мы Его, как искал мытарь, молимся, как молился мытарь - тогда Он и к нам обратит, как к нему. Своё лице, чтобы мы смогли, ободрённые и утешенные Им, возвратиться отсюда в наши дома и жилища.
Наше Евангелие дает нам ответ на вопрос: над каким грешником смилуется Бог?
Он смилуется над грешниками, которые:
1. в раскаянии признают Ему свои грехи, и
2. уповают только на Его благодать.

Господь, наш Бог, пред Твоим лицом стоим мы со всем, что нас тяготит и обременяет, и просим Тебя: пусть благодать Твоя будет над нами, чтобы мы нашли в Тебе мир и утешение. Мы стоим пред Тобою, как мытарь, обремененные грехами и виной, но благодать Твоя больше, чем наши грехи, и милость Твоя бесконечна. Поэтому, будь милостив и к нам, грешникам, и прости нам все наши беззакония ради обетовании Твоих. Мы приходим к Тебе не по нашей праведности, но по Твоей благодати и милости. Поэтому, благослови в нас Твое слово, чтобы мы были уверены в Твоей благодати и возрадовались. Освяти нас Твоей истиной, ибо слово Твоё есть истина. Аминь.


I

К каким грешникам Бог милостив? Ответ однозначен: только к тем, которые в раскаянии признают свои грехи. Этому нас учит и сегодняшнее наше Евангелие.
Мы все грешники перед Богом, все без исключения. Об этом говорит нам слово Божие, об этом говорит нам и наша собственная совесть. Но осознали ли мы это? Готовы ли мы признать пред Господом наши грехи со смиренным духом и сокрушенным сердцем?
Многие люди не задумываются о своих грехах и живут так, будто нет святого, праведного Бога на небесах, Который не оставит грех безнаказанным, будто нет адского огня, пожирающего противящихся. Мир со своей суетой так ослепил их чувства и овладел ими, что они не задумываются над простой истиной - этот мир со своими похотями пройдёт, а наша жизнь - как цвет на траве: засохла трава и цвет её опал. Каждое утро и каждый вечер говорят им о том, что никто здесь на земле не может жить постоянно, но чаще всего они не задумываются над этим и не стремятся к обретению вечного покоя в вышних. Господня рука часто твердо карает их и Бог призывает их через нищету, болезни, скорби, глаза их часто источают слезы. Но они не признают перст Божий и не смиряются под Его крепкой рукой и из-за этого не будут в своё время и вознесены Им! Счастливыми хотели бы они быть, но без Бога. Не могут быть счастливыми те, кто оставил Бога, Живой Источник, и делают себе источники безводные, в которых нет воды жизни. Был ли счастлив блудный сын, когда он оставил дом отца своего и жил без него? Кто живет без Бога и духовно, все более впадая в нужду и страх, тот пытается накормить свою душу всякими небылицами, не могущими дать душе покоя и жизненной силы.
Есть и другого рода люди, те, подобные фарисею из нашего Евангелия, который молился Богу: "Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Без Бога такой человек как будто не хочет жить. Он знает, что есть на небесах святой и праведный Бог, Который судит безбожников. Он знает закон Божий и стремится исполнять его, он не живет в больших грехах, как многие другие - постится два раза в неделю и отдает для Церкви десятую часть из всего, что имеет. Но что это дает ему? Кто пред Богом хвалится своими хорошими делами, кто пренебрегает другими людьми, кто через свою праведность хочет достигнуть Небесного царства, - тот обманывает себя, ибо пред Богом нет ни одного живущего праведно. Всякий, кто не осознает себя грешником пред Богом, - не ищет Его благодати. Ибо, не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Кто сам себя возвышает, -унижен будет. Кто не признает себя бедным, погибшим грешником, тот не причастен и к Божиим обетованиям благодати.
Есть и такие люди, которые через закон пришли к сознанию своих грехов, и под их бременем вздыхают денно и нощно, но не знают, как свой скорбящий дух привести к покою. Что же должны делать такие души, которые осознали свой грех, чтобы бремя греха было снято с них и они получили мир?
Об этом нам говорит наше Евангелие. Такие души должны немедленно прийти к Богу и в раскаянии признать свои грехи, как это сделал мытарь. Пока грешник не признает перед Богом своих грехов, его сердце не найдет мира. Царь Давид говорит в 31 Псалме: "Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего. Ибо день и ночь тяготела надо мной рука Твоя, свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего, я сказал: "Исповедаю Господу преступления мои" - и Ты снял с меня вину греха моего". Как Давид только тогда приобрел мир, когда исповедовал Господу свои грехи, так и для нас нет иного пути к миру, как только через исповедание своих грехов Господу, чтобы мы, блудные дети, пришли к Нему и сказали: "Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою, и уже не достоин называться сыном или дочерью". Это первый шаг, который мы должны сделать, чтобы приобрести милость пред Богом. Ибо, если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды.
Если мы пред Богом так же смиримся, так же раскаемся, так же исповедуем наши грехи, как тот мытарь, тогда Господь смилуется над нами так же, как смилостивился над мытарем. До тех пор, пока мы не признаем Господу свои грехи, горят они в нас, как огонь, постоянно обвиняют нас пред Богом, и мы не можем тогда надеяться на милость Божию, ибо Бог милостив только к тем грешникам, которые признают свои грехи. От гордых и самоправедных фарисействующих Он скрывает Свое лице.
Однако, только тем, что мы осознали и признали свои грехи, мы ещё не праведны пред Богом. Иуда Искариот тоже признал свои грехи, но всё же погиб навсегда.

II

Мы должны возложить наше упование на Божию милость.
Мытарь не только признал пред Господом свои грехи, он так же молился с надеждой на Божью милость: "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!"
Он знал из слова Божиего, что Бог не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился и жил. Он знал, что Бог чрез уста пророка Исайи говорит: "Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю, если будут красны, как пурпур, - как волну убелю". Он знает, что у Господа милость и спасение. Этим обетованиям из уст Божиих он верил от всего сердца. Верил, что Бог может и хочет очистить его от всех грехов. И с такой верой он приходит к Богу и молится: "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!"
Кто так молится Богу, уповая только на Его благодать, тот оправдан пред Богом, тот приобретает милость пред Богом, какими бы большими ни были его грехи. Ибо Христос говорит в Евангелии, что этот мытарь ушел в дом свой более оправданным, то есть более очищенным и освобожденным от своих грехов, чем самовосхваляющийся фарисей.
Возлюбленные в Господе! И мы знаем из слова Божиего, что Бог наш есть Бог благодати и милосердия. Он не хочет нашей смерти, но желает, нашего спасения. Мы знаем, что для нашего спасения Бог послал в мир Сына Своего и отдал Его на страдания и смерть. Слово Божье говорит: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Христос все наши грехи понес на Себе, ибо сказано, что Господь возложил на Него грехи всех нас. Христос понес наши наказания, ибо сказано: "Наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились". Он заплатил за нашу вину и покрыл наши преступления. И Он говорит ещё: "Приходящего ко Мне не изгоню вон".
Мы не должны думать, что Христос пришел в этот мир для праведных, хороших и святых. Нет, Он пришел, чтобы найти и спасти погибших грешников. Он милостив к мытарям и разбойникам, прелюбодеям и другим грешникам, которые ищут у Него милости и раскаиваются в своих грехах. Он хочет и над нами всеми смилостивиться, над нами, которые сейчас стоят пред лицом Его. Его воля та, чтобы и мы сегодня ушли отсюда оправданными, как мытарь из храма ушел оправданным в дом свой.
Кто сам сознательно не ищет погибели, тех Господь хочет спасти, но прежде мы должны прийти к Нему с молитвой: "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!"
Если бы отец имел сына, который сильно его огорчил и обидел, который ушел бы от него, как блудный сын в Евангелии, но потом осознал бы свою ошибку и вернулся к нему, постучал в дверь и со слезами попросил: "Отец! Отвори, твое дитя стоит нагим за дверями, твое дитя мерзнет на холоде зимой, твое дитя терпит голод и жажду в этом жестоком мире", - что же сделал бы отец? Не смилостивился ли бы он над нуждой своего сына? Не открыл ли бы он ему двери? Смог ли бы он оттолкнуть этого сына?
Смотри же, и ты не должен отчаиваться в своих грехах, не должен думать, что Отец твой Небесный хочет отвергнуть тебя, но знай, что Он уже давно желает твоего возвращения, что уже в святом Крещении Он принял тебя как свое дитя, и что Он хочет сохранить Свой завет благодати, хотя бы ты сам его уже и нарушил. Ибо Он говорит: "Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя и завет мира Моего не поколеблется".
Хотя мытарь и был большим грешником, он все же нашел милость пред Богом, ударяя себя в грудь и молясь: "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!" Разбойник на кресте тоже был большим грешником, но и он нашел милость пред Господом, судя себя самого и молясь:
"Помяни меня. Господи, когда придешь в Царствие Твое". И Павел был большим грешником, но и он нашел милость и мир у Бога. Чем же они все были оправданы? Через что получили они уверенность в прощении своих грехов? Ясно, не через свои заслуги, но лишь только через веру в Божий милость и милосердие. Павел говорит в послании к Римлянам: "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом, чрез Господа нашего Иисуса Христа".
Мои дорогие. Божья рука благодати простерта и к нам. Через Евангелие, которое мы сегодня слышали, стучит Он в наши сердца, чтобы мы пробудились из нашей спячки самоуверенности, чтобы мы отложили наше суетное самопрославление, но осознали себя теми, кто мы есть на самом деле - грешниками, и как мытарь были бы готовы к покаянию и воззвали бы к Нему с молитвой: "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!"
В такой короткой молитве заложено наше временное и вечное спасение. Блаженна душа, которая способна искренне, из глубины своей произнести эти слова. Такая душа преодолела то, что делает сердце печальным и устрашенным. Такая душа нашла ту драгоценную жемчужину, которая, превосходит все сокровища мира - милость Божию во Христе Иисусе. Такая душа идет навстречу вечной славе, ибо кто себя уничижает, тот будет возвышен.
"Боже! будь милостив к нам, грешникам!" - так следует и нам молиться, когда наши грехи тяжелым бременем придавливают нас к земле. "Боже! Будь милостив к нам, грешникам!" -будем с этой молитвой начинать каждый день и заканчивать день. Только тогда мы сможем в мире прожить наши дни, если солнце благодати Божьей будет сиять над нами.
"Боже! Будь милостив к нам, грешникам!" - с этой молитвой хотим мы однажды предстать пред Богом, когда настанет наш час, и мы отдадим свою душу в руки Божий, ибо тогда мы перейдем оправданными из этой долины плача и слез в обитель вечного мира, где будет полнота радости и блаженство под десницей Божией вовек.
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий