понедельник, 19 марта 2012 г.

1-е ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ ТРОИЦЫ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Луки 16, 19-31.
"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" 


Люди издавна очень любопытны, желают узнать, как выглядит жизнь по ту сторону, там, куда мы попадём после земной смерти. На этот счет один имеет одно, другой - другое мнение.
Но, мои дорогие, об этом мы, люди, увы, ничего определённого не знаем. Потому что человеческое знание простирается только до тёмного могильного свода. Что же находится дальше, об этом мы из человеческого опыта ничего определённого сказать не можем. Знание этого нам может дать только Господь Иисус. Он - Сын Божий, Который пришёл в этот мир с небес, чтобы открыть нам тайну вечности. И в сегодняшнем Евангелии Он говорит нам, что по ту сторону, куда мы войдем после смерти, будет либо ад с его мучениями, либо райский мир с его радостью неизреченной. Либо вечное проклятие, либо вечное блаженство. Человеку суждено однажды умереть и потом суд и, что человек здесь посеет, то он там и пожнёт. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнёт тление, сеющий в дух, от духа пожнёт там жизнь вечную. Поэтому мы должны подумать, что служит нам в наше время к миру вечному. Мы должны слушать Моисея и пророков, должны слушать Того, Кто больше Моисея и всех пророков, - Господа нашего Иисуса Христа, Который говорит: "Кто слышит слово Моё и верит в Пославшего Меня, тот имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перейдёт из смерти в жизнь вечную".
Из нашего Евангелия научимся: что мы должны делать, чтобы избежать вечного мучения?
Евангелие нам рассказывает о
1. месте мучения, куда попал богатый человек и
2. почему он попал в это место, а также
3. как мы можем избежать этого места мучения?

Господь Иисус, Ты, Который пришёл в этот мир, чтобы спасти нас от страха смерти и вечного проклятия, - освяти сердца наши, чтобы мы сегодня, в наше время подумали, что может послужить нам к вечному миру. Мы ходим над пропастью вечности уверенные и беззаботные. Пробуди нас от сна уверенности и беззаботности, чтобы нам идти на пути, который ведёт к вечной жизни. Аминь.


I

Обратим свой взор на место мучения, куда попал богатый человек. Господь рассказывает нам о двух людях, из которых один был очень богат, другой - очень беден. Богатый жил прекрасно, каждый день в радости, бедный же должен был тяжко страдать, лёжа пред дверями богатого в струпьях и болезнях. После того, как они некоторые годы прожили так на земле, оба умерли. Тогда для них обоих прозвучало: "Ты прах и в прах возвратишься".
Люди были довольны тем, что умер нищий Лазарь, и это было хорошо и для него. Теперь он был избавлен от всех страданий и отнесён ангелами на лоно Авраамово, где нашёл вечное утешение и мир. Но умер и богатый, который одевался в порфиру и в виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Пришёл конец всем радостям и наслаждениям этого мира. Помогло ли ему то, что он мог всю жизнь одеваться в порфиру и в виссон? Помогло ли ему то, что он мог своё чрево наполнять самой лучшей пищей? Помогли ли ему его богатство, деньги и добро? Увы, мир не мог его утешить на его смертном одре, и он не мог откупиться от смерти всем своим богатством. Богатый должен был умереть так же, как и нищий Лазарь. Наступил час смерти, и он должен был уйти из мира, хотел он этого или нет. Смерть и погребение были концом нищего Лазаря, но это было и концом богатого.
Таким будет и наш конец. Вскоре мы тоже должны будем распрощаться с этим миром, мы должны будем уйти от всего, что мы имели на этой земле: от дома и двора, от мужа и жены, от родителей и детей, от братьев и сестер, от соседей и друзей. И мы должны будем быть положены в гроб и опущены в могилу. А затем, через совсем немного лет, мы истлеем и превратимся в прах.
И что нам тогда поможет, если здесь мы были богатыми и умными, и что нас уважали, если мы своё сердце прилепляли к этому миру? Не придется ли нам сказать в свой смертный час: "Мы были глупы и безумны, что стремились к таким вещам, которые не могут принести нам пользы в последний час?" Богатый человек тоже умер и был погребён. Что же произошло с ним потом, после того как он умер? Гости, которые собрались на его похороны, наверное, желали ему вечного покоя, вечного мира, но что это все дало ему? Господь Иисус рассказывает о нем: "И в аде, будучи в муках". Гуда он попал и там он остался! Это был страшный вечный приговор тому богатому человеку после его прекрасной, весёлой жизни в этом мире.
В невыразимых муках должен он там страдать вечно. Он видит Лазаря на лоне Авраамовом, того самого Лазаря, который там, в земной своей жизни, лежал у ворот его в струпьях, и взывает к Аврааму: "Отче Аврааме, умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём". Но Авраам отвечает ему: "Чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое, ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь".
Богатый человек не может получить даже капельки воды, чтоб охладить язык свой. Таким вот бедным стал он там, на том свете. Лазарь утешен, он же страдает. Там всё совсем по-другому, чем здесь на земле. Здесь он был богат, там - беден. Здесь в дорогих одеждах, там в языках пламени. Здесь каждый день проводил в радости и веселии, там в вечных мучениях и страданиях. Здесь полнота, изобилие, там же ни капельки воды при изнуряющей жажде. Но самым ужасным было то, что уже не было спасения из этого состояния. Там, где он оказался, там он и должен был остаться. Авраам говорит ему: "И сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к вам не переходят". Кто попадает в ад, обречен на вечное мучение. Кто попадает в ад, у того нет больше надежды на спасение. Тот навечно погиб.
Это говорит нам Господь Иисус, Который пришёл не губить души человеческие, но спасти их. Это говорит Он нам в предупреждение, чтобы мы жили так, чтобы нам не попасть в место вечного мучения и страдания.

II

Почему же богатый человек попал в место страдания и мучений? Чего же злого сделал он, что он должен был там мучиться? Он был богатым человеком. Но был ли он из-за богатства осужден? Этого мы не можем сказать. Авраам был тоже очень богатым, имел много слуг, много скота, золота и серебра, но он не попал из-за этого в ад; мы находим его в раю, как об этом Господь говорит нам в Своём Евангелии. Богатый человек носил порфиру и виссон. Привели ли его в ад эти одежды? Этого мы тоже не можем сказать. Когда Авраам послал своего слугу, Елиезера, привести невесту для сына Исаака, то дал ему с собой всякие серебряные и золотые вещи, пряжки, браслеты и одежды. А когда блудный сын возвратился назад домой, отец велел надеть ему самые лучшие одежды и надеть ему дорогой перстень.
Богатый человек ел вкусную пищу и блюда. Привела ли пища его в ад? Этого мы тоже не можем сказать. Когда блудный сын возвратился назад к своему отцу, то тот велел заколоть откормленного тельца и устроить пир.
Что же все-таки привело богатого человека в ад? Был ли он жадным, жестоким человеком? Наверное, нет, потому что Господь говорит, что нищий Лазарь лежал у его ворот. Перед дверями жадных нищие не лежат, потому что там они ничего не получают. Лазарь же питался остатками со стола богача, он не был изгнан, но, напротив, получал свою нищенскую долю. Может быть, богатый человек был расточителен и расточал своё имение и богатство и поэтому был проклят? Нет, мои возлюбленные! Как он жил богатым человеком, так богатым человеком и умер, и со всеми почестями был похоронен.
Может быть, он не думал о Боге и о слове Его? И этого мы тоже не можем сказать. Он всю свою жизнь считал себя сыном Авраама, потому что, будучи уже в аду, называет Авраама своим отцом. Он знал Моисея и пророков, он знал также, что Бог требует от нас в Своём Писании, а именно: что мы должны покаяться, если хотим войти в Царство Божие. В чём же причина, почему этот богатый человек попал в ад? Мои возлюбленные, его земной мирской разум привёл его в ад. Он несерьёзно относился к вечной жизни. Мир со своими весельем и похотями был для него дороже, чем небо с обетованиями вечного блаженства. Он знал, что Божие слово, Моисеев закон и пророки требуют от нас, чтобы мы отреклись от себя и покаялись, но для него это были только пустые слова и обличения. Он знал, что никто не может войти в Царство небесное, если не будет помышлять о духовном, но оставался при своём земном, мирском убеждении, и поэтому с ним случилось по слову: "Сеющий в плоть свою, от плоти пожнёт тление". Он был дитем мира, одним из сотен и тысяч, которых мир со своими радостями и похотями так опутал, что они стали совершенно глухи для призыва: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его". Они думают быть спасенными тем, что знают слово Божие, посещают Богослужения, что слышат слово Божие и принимают участие в Вечере Господней. Но кто не стал новым человеком, кто не рожден свыше, тот никогда не войдёт в Царство Небесное.

III

Нам следует научиться тому, что мы должны делать, дабы избежать места вечного адского мучения. Подобно богатому человеку живут многие, которые ищут получить хорошего только в этой жизни. Они не думают со страхом и трепетом о вечном адском мучении и не жаждут блаженства вечной жизни. Их мысли устремлены только на преходящие ценности этого мира.
Бог многократно предупреждает: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская -не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек".
Но кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня? Некоторые полагают, что, если бы кто-нибудь воскрес из мёртвых и проповедовал, какие мучения придется терпеть проклятым, тогда люди покаялись бы в своих грехах. Так думал и богатый человек ещё в аду. Но что отвечает ему Авраам? Он говорит ему: "Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят". То, что хотел здесь иметь богатый человек, то исполнилось, Христос воскрес из мёртвых. Христос достаточно проповедовал как о мучениях ада, так и о блаженстве в Царстве Небесном. Но кто поверил Его проповеди и кому открылась мышца Господня? И если бы воскресли все мёртвые и вернулись бы к нам -неужели они проповедовали бы что-то другое, нежели проповедовал Моисей и пророки, Христос и Апостолы? Кто не поверит слову Божьему, тот и не поверит, если Бог будет говорить нам и через воскресших из мёртвых.
Мы имеем Моисея и пророков, имеем Христа и Апостолов, мы знаем, что Божьи обетования Ветхого Завета исполнились в Новом Завете. Мы знаем, что обещанный Спаситель уже давно пришёл в мир, знаем, что Он разрушил врата ада и открыл двери Царства Небесного, и все бедные грешники, которые хотят избежать мук ада, могут через Него найти спасение. Мы знаем Его Евангелие: "Пришла полнота времени и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие!" Мы имеем слово Божие, которое как обоюдоострый меч проникает в каждое сердце грешника - слово Божие, которое хоть и наносит раны, но только для того, чтобы удалить из нас смертоносное, чтобы лечить. Мы имеем слово Божие, которое указывает нам путь к покою и вечной жизни. Кто ходит во свете слова Божьего блажен будет, кто не слушает слова Божьего - осужден будет. Поэтому, мои дорогие, с кротостью примите слово, которое посеяно в вас, и которое может спасти ваши души. Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя. Вы имеете Моисея и пророков - так слушайте же их призыва и предостережения: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его".
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий