суббота, 17 марта 2012 г.

ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ БОГОЯВЛЕНИЯ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Луки 2,41-52
"Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней [праздника], возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков" 

Благая весть, которую мы слышали сегодня - это простая история о молодых годах наше-
го Спасителя. Но этот простой, несложный рассказ открывает нам славу Иисуса, единородного Сына Отца, преисполненного божественной невинности и святости. Ибо, если нас спросят, каким Иисус является в нашем Евангелии, будучи еще дитем, мы можем ответить: Он стоит здесь перед нами в божественной чистоте и святости, как дитя, к которому Бог благосклонен. Его желанием было быть в том, что принадлежит Его небесному Отцу, но в то же время, как дитя человеческое, Он был послушен и подчинен и Своим родителям, и вернулся с ними в Назарет. Евангелист Лука всю историю жизни молодых лет Иисуса вложил в короткое: "Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви Бога и человеков".
Апостол Павел нас, христиан, призывает следовать по стопам Христа. Этот призыв относится не только ко взрослым, но и к детям. И взрослые, и дети должны всегда иметь пред собою Иисуса Христа, как образец для собственной жизни. Мы знаем, как Господь любил детей, когда говорил: "Допустите детей ко мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие". По этому Его слову наши дети будут приняты в Его царство через Таинство Святого Крещения. Но одного Крещения недостаточно для этого. После Крещения мы должны воспитывать наших детей для нашего Господа Иисуса, чтобы Он в них был, чтобы они возрастали и преуспевали в Его благодати и премудрости и стали живыми членами христианской Церкви.
Бог дал каждому ребенку отца и мать как двух хранителей, чтобы они как Его заместители заботились о нем. Это очень сложная задача. Ибо отец и мать должны обеспечивать ребенку не только его пропитание и одежду, но и, прежде всего, должны воспитывать его для Царства Божьего.
Отец с матерью сразу же после рождения ребенка должны поставить перед собой вопрос:
каким же образом мы должны правильно воспитывать свое дитя? О воспитании детей написано немало солидных и умных книг, и от правильного воспитания зависит не только благополучие ребенка, но и благополучие семьи, общества, всего государства. Там, где дело воспитания поставлено плохо - подрастает недоброе поколение. Там же, где дети воспитываются как должно, там можно спокойно смотреть в будущее. Посему, воспитание детей - крайне серьезное и значительное дело как для государства, общества и семьи, так и для каждого отца и каждой матери. И поэтому должны были бы все взрослые, кому не безразлично благополучие их детей, их самих, и всего государства, особенно в наше смутное время, воспитанием детей заниматься с величайшей ответственностью.
Думаю, наше Евангелие дает нам на этот вопрос правильный ответ. Если мы наших детей будем воспитывать так, чтобы дитя Иисус служил им образцом, и они следовали Его стопам, тогда мы уверенно можем смотреть в будущее, ибо тогда благосклонность Божья будет и к нашим детям, как к дитю Иисусу.

И потому я взываю к вам, родители и воспитатели на основании нашего Евангелия: будем воспитывать наших детей:
1. в страхе Божьем и
2. в послушании.
Ты же, Господь, Бог наш, просвети сердца наши светом Твоего Слова, чтобы мы воспитывали своих детей в строгости и повиновении Тебе. Благослови этот наш труд, чтобы принес он плод в жизнь вечную. Аминь.

I

Наше Евангелие рассказывает нам о том, как Спаситель, будучи дитем, был воспитан Иосифом и Мариею в страхе Божьем и благочестии.
Когда Иисусу было 12 лет, Иосиф и Мария взяли Его с собой в Иерусалим на праздник, который ежегодно отмечался в память об освобождении их народа из египетского рабства. Они взяли Его с собой для того, чтобы Он ознакомился с храмом В Иерусалиме И С ОТКРЫТЫМ Богослужением. Для этого они должны были преодолеть путь между Назаретом и Иерусалимом в 3-4 дня пешей ходьбы, поскольку Иосиф и Мария были людьми бедными И не имели ни лошадей, ни повозки. Сколько же из нас проделали такой путь ради праздничного Богослужения, слушания проповеди Евангелия? Не служит ли это повествование к постыжению тех родителей, которые на Богослужение не ходят сами, и не приводят на него своих детей? Разве Господь своим путешествием в Иерусалим на пасхальный праздник не послужил нам примером, которому мы должны следовать?
Далее мы учимся из Евангелия тому, чтобы мы прилежно учили своих детей слову Божьему. И для этого тоже дитя Иисус дано нам в образец. Когда Иосиф с Мариею нашли Его сидящим в храме среди учителей, то Он внимательно слушал их и расспрашивал. Все, кто Его слышал, удивлялись Его понятливости и Его ответам. Конечно, мы не должны понимать это так, будто Иисус учил учителей. Нет, об этом в Евангелии ничего не говорится. Говорится лишь о том, что Он слушал учителей и расспрашивал их. Он слушал внимательно, чему учили учителя и, когда они спрашивали Его, отвечал им с понятием и со своей стороны задавал им вопросы, чтобы глубже понять Слово Божье.
Обратите внимание, что таким внимательным и понятливым Иисус был уже в свои 12 лет. Сегодня же нередко даже к конфирмации или к Крещению приходят дети или молодые люди возрастом постарше, которые основательно не изучили ни библейскую историю, ни катехизис, ни необходимые библейские изречения. Это дети в основном тех родителей, которые ни дома не приучали детей к прилежной учебе, ни посылали их регулярно в воскресную школу. Со временем такие дети становятся причиной духовного обнищания общества.
Другие дети как будто бы и изучают катехизис, но очень поверхностно, лишь для того, чтобы не запинаться при чтении. И, если и не запинаются, то произносят молитвы из катехизиса так, что можно понять - они ничего в них не понимают, хотя и знают наизусть. Они бормочут свой катехизис, как бормочут свои молитвы язычники, без понятия и не задумываясь. Когда им задают вопросы, на которые они должны отвечать, то они часто молчат и подчас просто не понимают, чего же хотят от них.
Есть дети, которые, к примеру знают 2-ой отдел краткого катехизиса и без запинки могут произнести молитву, но, если их спросят, от чего нас спас Иисус, они ничего не могут ответить.
Почему же на заданные вопросы они не могут дать ответа? Да потому, что этих детей с раннего детства не приучали к осмысленной учебе и осмысленным ответам.
Потому, что Иосиф и Мария приучали Иисуса с раннего детства осмысленно учиться, он так внимательно и слушал учителей в храме и потому умно отвечал на задаваемые вопросы.
Что же я должен сказать тем родителям, которые своих детей не приучают к Слову Божьему дома и нерегулярно посылают их в нашу воскресную школу? Господь говорит: "Допустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие". Но многие родители не допускают своих детей к Господу, они не приводят их к Нему, но не учат своих детей познавать Господа, Который лишь один наша надежда в жизни и смерти. Им безразлично, унаследуют ли их дети Царство Божье или нет. Господь говорит: "Ищите в Святом Писании, ибо вы думаете, что имеет вечную жизнь в нем и оно и есть, которое обо мне свидетельствует". Но таким родителям безразлично, знают ли их дети Писание или нет.
Господь говорит: "Человек жив не только хлебом единым, но каждым Словом, исходящим из уст Божьих". Они же, родители, заботятся лишь о желудке своих детей, но не о их душе. Каково же будет однажды в Судный день тем родителям, которые, зная волю Божью, не руководствовались ею? Не будут ли дети их истцами против своих родителей? Не скажет ли Господь таким родителям: "Вы не исполнили святой обязанности вашей, вы сами не изучали Слово Божье и не приучали к нему ваших детей, вы сами не жили по Слову Божьему и послужили дурным примером своим детям, и потому: Я никогда не знал вас, отойдите от меня, вы, делающие беззаконие".
И, если Господь Иисус еще в детстве любил быть в том, что было Отца Его, то и мы должны придерживать детей своих с раннего возраста к Слову Божьему и жить по нему.
Зачем нам учить детей наших библейским историям, катехизису, библейским изречениям? Только для того, чтобы не быть порицаемыми и осуждаемыми другими? Только для того, чтобы выученным дети могли хвалиться и заноситься перед другими? Нет, дорогие мои, кто хвалится своими способностями, тот не угоден Богу. Кто хочет хвалить себя, хвали лишь Божью милость и милосердие, по которым Он наделил всякого различными способностями. Чему наши дети научаются в Слове Божьем, то пусть применяют и в жизни. Блаженны слышащие Слово Божье и сохраняющие его. Апостол Яков сказал: "Будьте делателями Слова, а не только слушателями, чтобы сами себя не обманывали".
Это касается и детей и они должны делать все так, как учили из Слова Божьего. Если ребенок ворует или обманывает, то укажите ему, что он нарушает 7-ую и 8-ую заповеди и тем вызывает на себя гнев Божий, что он этим оскорбляет сильного и ревностного Бога, Который угрожает всем, кто преступает Его заповеди. И, если ребенок сожалеет о своих грехах, то укажите ему на Господа Иисуса Христа, Который и наших детей очищает Своей кровью от всех грехов.
И учите своих детей с раннего их возраста молиться и поднимать очи свои к Отцу Небесному, который есть настоящий Отец всем, кто называется детьми, на небе и на земле. Тогда дети ваши будут вас благодарить даже у могилы вашей, ибо, если вы воспитали их благочестивыми, богобоязненными, молящимися христианами, вы оставили им сокровище, которое дороже всех земных сокровищ.
Воистину, блаженства достойно дитя, воспитанное в страхе Божьем. Такие дети подобны деревьям, посаженным у воды, которые приносят свой плод в свое время, и листва их не увянет, и что делать будут - к добру.

II

Мы обязаны воспитывать своих детей в послушании.
Мы читаем в нашем Евангелии об Иисусе в детском Его возрасте: "И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем. Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви Бога и человеков".
Это много значит, если о ребенке можно сказать: это послушный ребенок. Отец с матерью не в состоянии обратить ребенка, это только в Божьей власти. Но к послушанию они должны приучать его со всей любовью и ответственностью.
Дети наши греховны от рождения. В сердцах их можно найти предостаточно недоброго начала, которое со временем разрастается и потом становится зримым. Некоторые родители замечают своеволие и упрямство своих детей, но ничего не предпринимают против этого. Они верят, что с годами дело будет обстоять лучше. И все же, такого никогда еще не происходило, чтобы испорченный ребенок с годами становился сам по себе, без чьей-либо помощи, лучше. Разве кривое деревце со временем само становится прямым деревом? Нет, кривое деревце, пока его ствол еще гибкий, нужно выравнивать выгибанием и привязыванием к ровной опоре. Так и дети с раннего возраста должны отучаться от всего недоброго и приучаться к добру.
Есть родители, которые вынуждены наказывать своих детей в возрасте лишь до 2-х лет, ибо они вовремя приучили их к послушанию. Те же родители, которые позволяют своим детям сначала делать все и прибегают к наказанию лишь позже, - таким родителям стоит многих трудов и тягот воспитание в детях повиновения, и все же полностью это им уже не удается, потому что упущение было сделано в раннем возрасте.
Не разрешайте своим детям слоняться без дела и лодырничать. Ибо есть такая пословица:
"Безделье - корень всякого зла". Кто смолоду не приучен к работе, тот будет бездельником и бродягой, для него всякая работа будет казаться тяжелой, он не сможет выдержать ни на какой из них, в любой профессии и станет в тягость обществу и самому себе. Наша жизненная задача в том, что мы рано должны научиться в поте лица добывать хлеб свой. Кто не хочет работать, тот не должен есть. И, заодно, что касается пищи, хочу еще заметить, что дети должны есть все то, что им предлагают родители, и, если ваши дети воротят нос от пищи, родители не должны этому потакать, но настоять на том, чтобы дети их были и в этом послушны.
То же и с одеждой. Есть дети, в голове которых лишь модное одеянье, внешний блеск и прочие легковесные мысли и, если родители не удовлетворяют такие их требования, то они делаются хмурыми и демонстрируют свое неудовольствие. Такие дети должны своевременно призываться к порядку, дабы не стали они щеголями и посмешищем для окружающих.
Не терпите, когда ваши дети сквернословят, ругаются или обсуждают кого-то, ибо через это они приучаются к сплетням и наговариванию на других.
Мы же, родители, не должны и сами подавать детям дурного примера своей безбожной жизнью. Все наши слова и призывы не помогут, если наша собственная жизнь не будет подтверждением того, чему мы учим детей и чего стараемся от них добиться.
Так воспитывайте своих детей в послушании и повиновении Господу и тогда Господь признает ваше воспитание, и дети ваши, как дитя Иисус, будут преуспевать в премудрости, в возрасте и в любви Бога и человеков.
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

1 комментарий:

  1. нет 2018 года на 1 воскресение после Богоявления проповеди, пожалуйста обновите сайт

    ОтветитьУдалить