воскресенье, 18 марта 2012 г.

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЗЕКСАГЕЗИМЕ (60 дн. до Пасхи)




Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Луки 8, 4-15.
"Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"


Возлюбленные в Господе! О слове Божием идет речь в Евангелии, которое мы слышали, о том Слове Божием, что мы знаем с детства, о том Слове Божием, что мы каждое воскресенье слышим и столь часто, как только пожелаем, сами можем читать в Библии; о Слове, которое Бог Сам говорил нам через Пророков и Апостолов и которое при всех изменениях в мире и во времени осталось до сих пор и останется навсегда, ибо всякая плоть - трава, и вся красота её - как цвет полевой, а слово Бога нашего пребудет вечно.
Бог говорит об этом в Своём Слове через Пророка Исаию: "Оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал Его".
Оно не бывает проповедовало напрасно, безрезультатно.
В наше время многие не верят Слову Божьему и не живут согласно с ним. У некоторых появляется иллюзия, будто оно проповедуется тщетно и не совершает того, для чего послано. Сильно ошибается тот, кто думает так. Тщетным оно не возвращается. Кого оно не может спасти, того проклянет, кого не может просветить, того ослепит, кого не может привести к покаянию, того предаст в ожесточение, что само по себе уже суд Божий. Мнение, что Слово Божье проповедуется тщетно, полностью ошибочно. Кому оно не может стать живительным ароматом жизни, тому будет запахом к смерти!
Так было с давних времен. Иудеи во времена Христа через Слово, которое они слышали, всё более ожесточались, пока не дошли до того, что прибили Сына Божьего к кресту. Ученики же Христа всё более просвещались словом Божьим и находили в нем свет и утешение, силу и мир в жизни, в страданиях и в смерти.
Как действовало тогда слово Божье, одних ожесточая, других освещая, так оно действует и поныне, и тщетно никогда не исходило и не исходит.
Не кажется ли странным, что слово Божие одних освещает, а других ожесточает? Одним даёт жизнь, другим - смерть? От чего это зависит? Бог и Его слово в этом не виноваты. Всё зависит от того, как настроены мы сами по отношению к Слову Божьему. Об этом и говорит Господь Иисус в нашем Евангелии сегодня.
Если это так, что Слово Божие одних освещает, а других ожесточает, если это так, что наша жизнь и смерть зависят от того, как наше сердце относится к Слову Божьему, то мы не должны успокаивать себя лишь тем, что слышим Слово Божие, но мы должны испытывать себя, как мы его слушаем: для нашего благословения или в осуждение?
Зададим сегодня себе вопрос: каково наше отношение к слову Божьему?
Кто мы, - те:
1. кто слушает слово Божие себе в осуждение?
2. кто слушает слово Божие себе в благословение?

Господь Иисус Христос, Ты как добрый сеятель, постоянно сеешь доброе семя Твоего Слова в наши сердца и хочешь сделать это и сейчас, в этот час. Благослови в нас Своё слово, дай нам желание принять Его, сохранить и принести плод в терпении, чтобы оно нас не ожесточило и умертвило, но осветило и оживило. Дай нам видящие очи и слышащие уши, чтобы мы стали сосудами Твоей благодати и не подпали под власть тьмы. Аминь.

I

Очень многие слушают Божье слово, но слушают его только себе самим в осуждение и в ожесточение. Почему? Да, потому что они ему противятся, не дают в своей душе места, чтобы Бог мог сделать их орудиями Своей благодати.
Господь Иисус сравнивает в нашем Евангелии слово Божие с семенем, а сердце - с полем, дабы через эту притчу доходчиво показать нам, почему Божье Слово так часто не приносит плод.
Каждый из нас наверное знает, что каким бы большим мастером своего дела ни был сеятель, а семя очень добрым, если почва непригодна, если она тверда и не вспахана как следует, если среди доброго семени много семян сорняков - то хоть это семя и принесет плод, но не будет доброго урожая и вся работа окажется напрасной.
Точно так же, говорит наш Спаситель, происходит и со Словом Божьим, которое мы слышим.
Слово Божье в Евангелии сравнивается с семенем. Ибо в семени скрыта новая жизнь, оно может пускать корни, затем образовывать стебель, колосья и приносить плод. Это всё заключено внутри семени. Даже, если мы это и не можем увидеть своими глазами, этому нас учит наш опыт. Точно так же и со словом Божьим. Оно не пустое сочетание букв или звуков, оно, напротив, как говорится в Послании к евреям, живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает глубоко, разделяя душу и дух, суставы и мозг, и судит помышления и намерения сердца. Слово Божье есть семя, заключающее в себе огромную силу жизни и оно в состоянии творить чудеса. Но только тогда, когда оно упадет в добрую землю.
Господь в Евангелии говорит, что, как земля для посева бывает очень различная, так же по-разному восприимчивы к слову Божьему и человеческие сердца.
Одни сердца подобны твердо утоптанной дороге. Упадёт семя на такую дорогу, а прорасти не может. Оно останется лежать наверху и его либо затопчут, либо склюют птицы.
Мои дорогие! Если слово Божие слушаешь с черствым сердцем и не даешь ему проникнуть в него, то невозможно надеяться на благословение от него. Или, если слово Божие и запомнишь, унесешь в себе домой, но дашь его потом заботам и развлечениям склевать, словно птицам, дьявол уж позаботится о том, чтобы такие птицы прилетели и набросились на слово Божие. И тогда не следует удивляться тому, что твое просвещение никак не продвигается, но, напротив, все более усиливается над тобою власть тьмы. Как часто мы имели возможность слушать Божие Слово, но оно так и не проникло в наше сердце, потому что мы либо сознательно ему противились, либо позволили забрать его у нас тем или иным служителям греха или нашим личным мыслям, похотям и страстям.
Далее, есть такие сердца, которые подобны камню, покрытому тонким слоем доброй почвы. Семя падает туда, даёт ростки, те некоторое время растут, но вскоре засыхают, потому что не могут глубоко проникнуть, ибо камень мешает их росту.
Другие слушают слово Божие и с радостью принимают его. Под его влиянием они могут легко размягчаться душой, часто могут растрогаться до слез, но оно не может пустить корни в их души и потому такие люди в течение короткого времени веруют, - или пока находятся в церкви, или же подольше, пока в жизни у них все хорошо, или же пока Слово не касается их самих и не требует от них покаяния и обращения. Во время же искушения они отпадают. Но без искушений не бывает. Бог посылает огонь искушений как раз для того, чтобы испытать нас. Слово Божье есть сила, которая лукавое и испорченное сердце может превратить в терпеливое, смиренное, кроткое, Богу преданное. Но для этого человек должен иметь желание подчиняться ему, его вождению, а не своим собственным страстям, чтобы оно ему было не в осуждение. Иначе нет больше продвижения вперёд, но есть откатывание назад и сердце, которое однажды было полно вдохновения от Слова Божьего, всё более охлаждается и становится равнодушным, и подпадает всё более под власть тьмы.
Наконец, есть души, которые подобны почве, где может расти и доброе семя, и плевелы. Она очень восприимчива, и растения от доброго семени, и плевелы растут хорошо, но в конце концов плевелы заглушают добрый посев. Одно время поле выглядит так, что можно лелеять лучшие надежды на хороший урожай, но впоследствии надежды не оправдываются, ибо остаются на нем лишь плевелы да тернии.
Много таких сердец, особенно среди молодёжи, которые мягки, восприимчивы, но они одинаково восприимчивы как доброму, так и к злому. Люди с таким характером хотели бы нравиться каждому и быть хорошими для всех, и потому одним ухом слушают Слово Божие, а другим - сладостный, завлекающий глас мира. Так в их сердца попадает доброе и недоброе семя. Они думают, что можно совместить и то, и другое: служение Богу и служение миру. Так растет в сердце одновременно и доброе, и злое. Некоторые ещё вовремя обращаются и видят (в большинстве через печальный опыт, приобретенный в служении миру и греху), что то и другое не может долго ужиться вместе в одной душе, и счастлив тот, который ещё возвращается, как блудный сын. Но многие припадают то на ту, то на другую ногу до тех пор, пока мир и грех их не опутывают совершенно и так глубоко втягивают их в свой водоворот, что такие души оказываются уже не в состоянии вернуться на путь спасения и безоглядно мчатся к своей гибели, ибо тернии заглушили доброе семя. Пока эти люди были молодыми, на них возлагались большие надежды, но потом эти надежды, одна за другой, не оправдывались, потому что не доставало этим людям бдительности, молитвы, серьёзности и решительности. Тернии, о которых говорит Господь, есть заботы, богатство и житейские наслаждения. Кто угодил в сети земных забот, тог скоро забывает заботу о своей душе и считает, что пропитание и одежда важнее, чем спасение. О богатых Господь говорит: "Трудно богатому войти в Царство Небесное. Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие". Богатые заботятся часто только о том, чтобы их кошель всё больше наполнялся, часто высасывают у бедных при этом последнюю кровь. Они редко заботятся о том, чтобы быть однажды принятыми в вечные обители. Также и через житейские наслаждения отчуждаются сердца от Бога. Кто начинает служить похотям и радостям мира, тот скоро забывает о венце жизни, который только тем обещан, которые отреклись от мира и распяли свою плоть вместе с ее страстями и похотями.
Такие души слушают Слово Божие себе в осуждение, ибо идут путём ожесточения, сознательно противясь Слову Божьему или не принимая его всерьез.
Горе нам, если мы хотя бы в малом противимся Слову Божиему. Тогда и с нами произойдет то, что, видя, не будем видеть и, слыша, не разумеем. Сохрани нас Бог от этого Своей милостью. Поэтому Господь взывает к нам со всей серьёзностью: имеющий уши, да слышит.
II

Однако много еще и тех, которые слово Божие слушают себе в благословение.
Как семя, когда оно упадёт на добрую землю, может принести стократный плод, так и слово Божие, если упадёт в добрую почву, принесет богатое благословение.
Каких изумительных людей сделало слово Божие из учеников Иисуса, из этих простых рыбаков, мытарей и ремесленников! Оно сделало из них людей, имена которых и поныне произносятся с благоговением и от которых во весь мир потекли потоки благословения. Оно сделало из них людей, которые победили мир, людей, которые настолько были уверены в своём призвании, что могли утверждать: "...я уверен, что ничего не может меня отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем", людей, которые изнуряли себя в трудах и служении Богу и людям, если даже из-за этого над ними издевались, унижали их и насмехались над ними, людей, которые считали честью для себя переносить гонения и страдания. людей, которые спокойно и радостно шли навстречу смерти, потому что имели Христа и через Него обещание вечной славы.
Не думайте, что одни только Апостолы имели такое благословение от Слова Божьего. Я мог бы назвать вам целый ряд мужей, которые через него стали сияющими звёздами в этом темном мире и своим ближним приносили одно благословение за другим.
Среди многих укажу лишь на доктора Мартина Лютера, который в Слове Божием находил для своего сердца покой, утешение и мир и от которого тоже текли потоки живой воды во многие иссохшие и изнывающие от духовной жажды сердца.
Так что, Божие слово может из слабого сына человеческого сделать великое и чудесное. И это Слово дано и нам, нам проповедуется, дабы оно проявило свою возрождающую и обновляющую силу, чтобы и нас сделать сосудами и орудиями благодати Божией, дабы и мы светили в нашем тёмном мире. Однако, это, опять же, зависит от того, как мы относимся к СЛОВУ Божьему.
О том, как мы должны относиться к нему. Господь сегодня снова говорит в Своем Евангелии и если мы так поступаем, как Он нам велит, оно нам тоже принесёт благословение.
Мы должны Слово слушать. Кто его не слушает, тому оно не может принести благословение, тот не может принести плод, не может надеяться, что будет однажды убран в вечную житницу. Ибо, где ничего доброго не сеялось, там и ничего доброго не вырастет. Кто сознательно не слушает Слово, тешит себя собственными представлениями о спасении, тот обманывается, ибо без веры никто не спасётся, а к вере приходят только через слышание. Апостол Павел говорит: "Вера от слышания, а слышание от слова Божия".
Но между слушанием и слышанием существует огромная разница.
Мы часто можем читать в Евангелиях о том, что люди, которые слушали Слова Иисуса, Ему противоречили и раздражались от Его слова. Если мы слышим Слово, но оно неприятно нам, потому что обвиняет нас, то мы не должны от этого раздражаться, иначе слышание его не будет нам впрок.
Если мы слово Божие слушаем, то должны и слышать его, и сохранять в себе, чтобы его у нас не забрали. Мы должны сохранять его лучше, чем деньги и прочие сокровища земные, ибо, если нас лишат денег и богатства, то ещё не все потеряно, но если у нас заберется слово Божие, то мы снова окажемся во тьме без светильника и начнем блуждать в ней.
Мы должны хранить его и приносить плод в терпении. Как ждут плод от семени, так Бог тоже ожидает плод от семени Своего слова, которое Он посеял в наше сердце. Горе тому, кто не приносит плод, он будет вырван, как сорняк, и брошен в огонь.
Но как достичь того, принести добрый плод? Ответ прост: в наше сердце должно проникнуть только семя слова Божьего и осветить его. Мы не должны поступать по интуиции нашего сердца, ибо помышления сердца человеческого - зло, но над страстями и похотями нашего тела должно господствовать слово Божие так, чтобы наши мысли стали святыми, наши слова и дела освятились, чтобы отобразился в нас Христос. Так будьте же исполнителями Слова, а не слушателями только, тогда вы принесёте плод для вечной жизни.

Для этого, конечно же, нужно иметь терпение. Если поле засеяно, то оно сразу тоже не зазеленеет и нельзя сразу собирать урожай, но надо определенное время подождать, пока созреет урожай. Так происходит и со словом Божиим. Тоже нужно время, пока Слово сможет принести плод. Если дашь Слову, как живому семени, проникнуть в сердце, не сопротивляешься, но повинуешься ему, тогда будет и добрый плод. Бог Сам Тот, Который благословляет посев, чтобы растения росли и дали урожай. Он будет давать расти и созревать и семени Своего Слова в нашем сердце. Как Он даёт для роста семени на поле то солнце, то дождь, так Он поступает и с семенем Своего Слова в наших сердцах: посылает нам то солнце Своей милости, то дождь печали и росток семени Слова поднимается все выше так, чтобы мы возрастали в благодати и познании Христа, пока, как спелые колосья, не будем убраны в житницы вечные.
Господь снова посеял сегодня семя Своего Слова на поле нашего сердца и мы слышали, что тщетно оно не исходит. Так что, дорогие мои, мы его слышали либо нам в осуждение, либо в благословение.
О, мои дорогие братья и сестры, следите же за тем, как вы слушаете слово Божие! Откройте ваши сердца для Слова, с желанием исполняйте то, что Бог от вас требует, пусть слово Божие будет светильником в ночи и светом стези вашей. Тогда вы на себе ощутите полноту благословения его и вместе с Апостолом Павлом сможете сказать: "Истинно, благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему".
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий