воскресенье, 18 марта 2012 г.

ЧЕТВЕРТАЯ ВЕЛИКОПОСТНАЯ ПРОПОВЕДЬ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь. 

Евангелие от Матфея 27, 15-23.
"На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят" 


Возлюбленные в Господе! Сколько ненависти и злобы должен был претерпеть Спаситель, прежде чем Он под пытками, в невыразимых муках умер на позорном древе Голгофы. Умер Тот, Которого никто не мог обвинить в неправде - ни духовная, ни мирская власти, и всё же обращались с Ним, как с самым злостным преступником.
В Гефсимании своим поцелуем Его предал Иуда Искариот, один из Его учеников, после чего Иисус был схвачен теми, которым Он, будучи в храме, пытался указать путь к вечной жизни. И вот Он принужден был стоять перед первосвященником и выслушивать лжесвидетельства, без причины быть избитым, оплеванным и потом - осужденным. И ко всему этому, Он еще должен был стать свидетелем того, как Его самый близкий ученик Петр отрекся от Него, клянясь, божась и восклицая: "Я не знаю этого человека". После всего этого Иисуса повели к Понтию Пилату, бывшему в то время в Иудее наместником римского императора, дабы тот провел суд справедливый, не взирая на личность. Может быть, Иисус у него найдет защиту и помощь? Нет, и там Он не находит справедливости и сочувствия. Тогда, может быть, израильский народ заступится за Него? Ведь этого можно было ожидать, ибо Он уже многократно это заслужил. Вспомните, с каким удивлением и восхищением этот народ слушал Его проповеди и видел Его дела, и восклицал: "Великий Пророк между нами, и Бог посетил народ Свой!" Иисус в сердечной своей любви хотел собрать Свой народ, как птица собирает своих птенцов под крылья. Он так часто проявлял к этим людям милость и сделал для них так много благодеяний! Конечно же, у этого народа, можно было подумать. Он найдет опору и поддержку! Народ же не допустит, чтобы его благодетеля хулили, и потом еще и судили! Да, так должно было быть, но наше Евангелие сегодня рассказывает нам совсем об ином. Мы слышим невероятное, - народ отвергает Иисуса и требует Его крови и всю ответственность за осуждение Иисуса берёт на себя, в слепой ярости вопя: "Кровь Его на нас и на детях наших!"
В тот час народ израильский стоял на распутье. Он должен был либо принять Иисуса, либо отвергнуть Его. И он Его отверг и своими устами выбрал себе проклятие. С того момента сей народ надолго ниспал со своей высоты и на тысячелетия стал гонимым и рассеянным среди других народов, испытывая на себе гнев и осуждение Божий.
То, что случилось тогда с иудеями, должно послужить нам серьезным предупреждением, чтобы и нас не постигла такая судьба из-за нашего неверия. В жизни каждого из нас тоже наступает час, когда мы должны решать: мы за или против Иисуса. Пример израильского народа дается нам в предупреждение, чтобы кровь Иисуса и нас не осудила.
Сегодняшнее Евангелие нам говорит о том, как израильский народ отверг Иисуса и сам себя проклял.

Господь Иисус, Ты, Который нам с детства оказывал милость и благодеяния. Ты, Который и нас хочешь собрать под Свои крылья, словно птица своих птенцов, убереги нас от греха Израиля, чтобы мы не слушались голоса дьявола, который хочет нас увести от Тебя, но чтобы мы во все дни пребывали у Тебя, и через Тебя спаслись от Божьего гнева и будущего суда. Аминь.

I

Наш текст показывает нам народ Израиля на распутье, в час решающего выбора: выбрать Иисуса или Варавву? И мы слышим, как народ выбирает Варавву и отвергает Иисуса!
Евангелие рассказывает нам, как Иисуса, Которого синедрион осудил к смерти, повели к Понтию Пилату, чтобы его руками предать Господа смерти. Пилат выслушал все обвинения в адрес Иисуса и понял, что Того обвиняют без причины, и что Тот не виновен. Однако, вместо того, чтобы прямо отказать первосвященникам, старейшинам и народу, Пилат решил повернуть дело так, чтобы народ сам освободил Иисуса.
Пилат колеблется между своей совестью и своим страхом пред людьми. Его совесть подсказывает ему: "Ты как верховный судья должен освободить Иисуса, ибо Он не сделал зла". Но страх пред людьми навязывает другие мысли: "Если ты это сделаешь, то испортишь отношения с синедрионом и с народом". Так он колеблется некоторое время, и, наконец, принимает решение: "Лучше буду с большой толпой народа, чем с одним Иисусом".
Итак, он не оправдывает невиновного Иисуса, однако делает попытку повернуть ход событий так, чтобы народ сам отпустил Иисуса. Что же он делает? Как ему кажется, его осеняет хорошая мысль. Пилат имел обычай в честь праздника выпускать узников, за которых попросит народ. "Этим, - думал он, - я могу помочь себе выйти из этого неприятного положения". Под стражей в это время содержался некто по имени Варавва, опасный преступник, который во время мятежа совершил убийство. Пилат велит привести его, ставит рядом с Иисусом и говорит: "Кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?"
Пилат, видимо, подумал: "Ну, теперь я вышел из затруднения: не будет же народ таким несправедливым, чтобы просить освобождения убийцы Вараввы, а невиновного Иисуса отвергнуть!"
Народ, увидев перед собой стоящих рядом Иисуса, своего великого благодетеля, и Варавву, очевидного злодея, некоторое время был поражен. Эти двое так резко отличались друг от друга. Пилату показалось, что теперь он выиграет: народ попросит освободить Иисуса и отвергнет Варавву.
Но как он заблуждался! Кто однажды вступил на ложный путь, для того возвращение становится всё тяжелее. Так оно случилось и с недругами Иисуса. Пилат не рассчитал, какие дьявольские силы свирепствуют против Иисуса. Первосвященники и старейшины, возбуждавшие народ и настраивавшие его против Иисуса, были всего лишь орудиями сатаны. Они и схватили Иисуса, чтобы непременно убрать Его из этого мира, и на своём совете уже осудили Его на смерть. Они были вождями и советниками народа. И они и теперь советовали народу, кого ему выбрать из этих двоих, а именно Варавву.
Народ не сразу согласился отвергнуть Иисуса и просить за Варавву. Но первосвященникам и старейшинам удалось все-таки склонить его сделать выбор в пользу Вараввы. Они проявили дьявольские хитрость и изворотливость ума, чтобы привлечь народ на свою сторону, ибо служили хитрому господину, о котором Лютер говорит: "Лукавой злобы он орудьем ополчен: нет здесь ему подобья".
Смешавшись с народом, его духовные вожди внушали ему: "Вы теперь должны выбрать, правитель дал вам право выбора, но выберите же правильно: выберите же только так, чтобы было хорошо и во благо всему народу. Мы же осудили Иисуса только потому, что ищем лучшее для вас. Поэтому и вы должны отвергнуть Иисуса. Варавва, конечно, плохой человек, он мятежник и убийца, но он согрешил только против людей, Иисус же согрешил против самого Бога, Он богохульствовал, ибо клялся, что Он - Божий Сын. Разве может быть Божьим Сыном тот, который стоит здесь, перед вами, как преступник? Что является большим грехом - убить человека или богохульствовать? Как вы можете ещё сомневаться! Разве не видите, что Иисус обманул вас в ваших святых надеждах, в ваших надеждах на Мессию? Смотрите, как Он вас обманул и совратил! Поэтому прочь Его. чтобы он больше не обманывал и не совращал народ! Это мы вам говорим только потому, что мы вас любим, потому что ищем лучшее для вас. Выбирайте же сами!"
Так убеждали народ первосвященники и старейшины. И тот послушался своих руководителей и вождей. Народ ведь обычно всегда доверчив и непостоянен. Кого он сегодня возносит до небес, того завтра низвергает на дно ада. Так было и с тем народом. Люди скорей всего убеждали друг друга так: "Первосвященники действительно правы. Иисус нас обманул. Если бы он был Мессией, то должен был бы нас освободить от господства римлян. Такой Мессия, как Иисус, не может нам помочь. Поэтому, прочь Его!"
Вышедший некоторое время спустя к народу Пилат спросил: "Ну, вы уже решили? Кого из двух хотите, чтобы я отпустил?" "Варавву! Варавву!" - взревела возбуждённая толпа.
Пилат не верит своим ушам. Он думает, что толпа хочет, чтобы он отпустил обоих, и спрашивает: "Что же я сделаю с Иисусом, называемым Христом?" Толпа отвечает: "Да будет распят!"
Так народ Израиля отверг своего Мессию, Того, Кто пришёл в полноте времени, чтобы оплатить их грехи. Так далеко зашёл народ потому, что приближался к Иисусу лишь устами, но не сердцем. Иоанн Креститель и Иисус многократно призывали этот народ к покаянию, но тот на эти призывы мало обращал внимания. Человек, который, как нераскаявшийся грешник, не ищет Иисуса, не нуждается в Спасителе, он отказывается от Него и отвергает Его, как это сделали здесь иудеи.
Все то, что здесь происходило в Страстную пятницу, уже давно было предсказано в Ветхом Завете, а именно то, что Иисус будет отвергнут народом, осмеян и распят. Народ в этих пророчествах мог бы увидеть достаточно предупреждений и обратиться к Богу. Но кто вовремя не обратится, у того сердце все более ожесточается так, что и, видя, не видит, и, слыша, не слышит.
Какой же выбор сделали мы, мои дорогие? Или спрашиваю по-другому: "Кого мы сегодня выбираем? Иисуса или Варавву?" Если Иисуса, то это означает, что мы выбираем путь покаяния, ибо только покаяние ведет к Нему; если Варраву, то это означает, что мы выбираем грех и ожесточение сердца. Кто служит греху, тот уже сделал свой выбор, как некогда сделал свой выбор тот ослепленный народ.
Кого мы слушаем? Голоса Божьего или голоса сатаны? Иудеи довольно часто слышали из уст Иисуса Божие слово, но всё же последовали недобрым советам своих вождей. Таких советчиков и у нас предостаточно. Слушаем мы тех, которые нас призывают к покаянию, к распятию плоти, к борьбе со своими страстями и похотями или же слушаем тех, которые склоняют нас ко греху, к служению миру и плоти? Иисус отвергается людьми из-за того, что Он требует от нас отказаться от греха, а выбор Вараввы означает, что мы избираем грех.

II

Далее Евангелие рассказывает нам о том, как народ в своей слепой ярости зашел так далеко, что проклял сам себя.
Пилат слышит яростный рев народа, но не может понять этого. Смятение народа увеличивается. И тогда вместо того, чтобы самому объявить приговор, говоря: "Иисус мною найден невиновным, я его освобождаю, идите по домам", Пилат решил переложить ответственность на народ. Он боялся мятежа в случае, если не исполнит воли народа. А вот пожертвовать Иисусом он был не прочь, но так, чтобы лично не быть повинным в пролитии крови этого праведника.
Что же он делает? Он велит принести себе чашу с водой, умывает принародно руки и говорит: "Смотрите, неповинен я в крови праведника сего".
Таким способом он хотел отмыть свою душу от этой кровавой вины. Этим он видимо хотел сказать: "Как омылись мои руки этой водой, так и я хочу быть чистым в этом деле, я своё сделал, смотрите вы теперь, как сможете оправдаться".
О, жалкий судья, который из-за боязни пред людьми оставляет праведника на произвол разъяренной толпы! Народ, не задумываясь, берет вину на себя: "Кровь его на нас и на детях наших". Этим народ как бы говорит: "Будь спокоен, мы знаем, что делаем. Ответственность за осуждение Иисуса мы берем на себя. Ты боишься, что эта кровь будет тебе в наказание, мы же совсем не боимся этого. Если мы здесь поступили несправедливо, то пусть кровь Иисуса будет на нас и на детях наших".
Ужаснейшее проклятие, которое в своем ужасном ослеплении народ Израиля навлек на себя. В одно мгновение народ проклял себя, своих детей, свое потомство.
Как кровь Авеля была на Каине, так кровь Иисуса оказалась на народе израильском. Закончилось время благодати, начали исполняться все предсказанные страшные суды, о которых этому жестоковыйному народу пророчествовали пророки и Сам Господь Иисус: через 37 лет пришли римляне и произвели над ним Божий суды. Они захватили Иерусалим, разрушили его и сравняли с землёй так, что не осталось камня на камне. Часть иудеев погибла под ударами мечей, часть была распята на крестах, часть продана в рабство. Обетованная земля, земля ханаанская, где однажды "текли молоко и мёд", превратилась в пустыню, в убежище разбойников и диких зверей.
Поэтому так долго странствовал потом под проклятием этот несчастный народ, неся вину за кровь Спасителя. У большинства этого народа глаза и по сегодняшнее время еще слепые, уши -глухие, сердца - ожесточённые. Они не признают суды Божий, которые исполнились над ними и не признают Иисуса Христа Сыном Божьим. Как их отцы однажды в ярости отвергли Иисуса, так и сегодня иудеи в большинстве своем отвергают Его. Некоторые из них обратились, чтобы исполнилось обетование, которое говорит, что только остаток обратится, но Израиль как .народ останется чёрствым и ожесточённым, пока все язычники не уверуют во Христа.
Этот народ стал таким несчастным только потому, что отвернулся от Иисуса. Удивляет вас это, мои дорогие? Не удивляйтесь, мы можем это ежедневно переживать, испытывать. Разве вы не видели и не слышали, что целые семьи только потому стали несчастными, что не придерживаются решительно со всей серьёзностью Иисуса? Они думают, что можно неплохо обходиться и без Иисуса.
Но это только человеческие рассуждения, опыт же учит другому. Ни один народ, ни одна община, ни одна семья, ни одна душа не могут быть счастливыми, не имея Иисуса.
Без Иисуса нам не остаётся ничего, кроме проклятия греха и порочной совести, ничего, кроме Божьего гнева, который пожирает, как огонь, противящихся.
Жить без Иисуса Христа, - значить жить без мира, без утешения, без надежды. Жить без Иисуса Христа - значит жить во грехе, а грех для людей всегда гибелен. Так решайтесь и выбирайте! Покайтесь и верьте в благую весть, чтобы вас не настигла власть тьмы! Боже, будь милостив к нам, бедным грешникам, ради крови Иисуса!
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий