понедельник, 19 марта 2012 г.

6-е ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ ТРОИЦЫ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Матфея 5, 20-26.
"Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта" 


Наше сегодняшнее Евангелие - часть Нагорной проповеди нашего Спасителя, в которой Он указывает нам дорогу в Небесное Царство. В этой проповеди Он открывает Своё, полное милости сердце всем сокрушенным и угнетенным душам и даёт им надежду на вечную жизнь, когда говорит: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся".
Эти слова, словно благодатная роса, освежают и укрепляют упавших духом. Христос обещает всем, даже глубоко погрязшим в грехах, что, если они осознали свою духовную нищету, если они в сокрушении раскаялись в своих грехах, если они жаждут Божьего оправдания, тогда и они будут спасены и не погибнут в своих грехах. Ибо Христос протягивает именно нищим духом, алчущим, жаждущим грешникам Свои спасающие руки и тот, кто в вере ухватится за них, тот оправдается пред Богом и сможет с апостолом Павлом воскликнуть: "Кто осуждает? Христос умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас!"
В этой же Нагорной проповеди Христос, открывая дверь в Небесное Царство нищим духом, алчущим и жаждущим правды, говорит одновременно и о том, что Он не пришёл нарушать закон и пророков, но их исполнить. Он истолковывает нам закон во всей его глубине и предупреждает нас: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" - войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного".
То есть, еще далеко не достаточно, если мы только наружно служим Господу, небесными и благочестивыми должны быть наши помыслы, и сама наша жизнь должна свидетельствовать о том, что мы не находимся под властью князя тьмы, но во власти Христа, Царя Небесного. А Господь и малейшего не упустит, ибо Он говорит: "Доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё".
Так давайте примем в сердца наши то, что говорит нам Господь в Евангелии о пути в Царство Небесное.
Он говорит:
1. Только внешним богослужением мы не войдём в Царство Небесное;
2. Какими должны быть мы, чтобы войти в Царство Небесное.

Господь наш, Иисус Христос, Ты пришёл в этот мир ради нас, чтобы указать нам путь в Небесное Царство. Благослови и сегодня Твоё Евангелие в наших сердцах, чтобы и мы этот путь нашли, и дай нам силы идти этим путем послушно Твоему Слову. Помажь нас Своим Святым Духом, чтобы мы сохранили Твоё Слово в наших сердцах и принесли плод для вечной жизни. Аминь.


I

Где же путь, ведущий нас в Царство Небесное? Этот вопрос уже издавна занимал множество людей. Нет, наверное, такого человека, как бы он низко ни пал, который бы хоть однажды не задал себе этого вопроса. Как отрешенный от власти самодержец сожалеет о потерянном троне и короне, так и человек томится о рае, отнятом у нас за грехи. С небес м пришли, и в Небесное Царство всякий, не ослепленный совершенно, хочет однажды войти.
В этом мире много прекрасного и хорошего, но и также немало горя и скорби. Три слова нужда, болезнь, смерть, - сколько слез они исторгают из глаз! Кто не хотел бы после это скорби жизни войти в Царство славы и вечного покоя? Да, Царство Небесное - цель каждой не ожесточенной души. Кто же войдет в это Царство? Вы, наверняка, не думаете, что всяки без исключения? Конечно нет, мои дорогие. Господь не говорил бы нам об овцах и козлам которых Он разделит в день оный. Бог желает помочь всем душам, чтобы все пришли к познанию истины. Во Христе Иисусе Бог приготовил всё, что необходимо для спасения погасших грешников. И Он продолжает посылать Своих слуг с просьбой: "Идите, ибо уже всё готово". Кто пренебрегает этим приглашением, как может спастись? Кто не идёт по пути, ведущему в Небесное Царство, как может туда войти? Кто не следует по пути, указанному на? Господом Иисусом, тот напрасно надеется войти в Его Царство.
Примет ли Господь в это Царство того, кто намеренно не исполнял Его воли? Нет, мои дорогие, апостол Павел говорит: "Не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют". Эти слова должны проникнуть во всю нашу душу и плоть, до суставов и мозгов. Плотские грехи, служение маммоне, пьянство, воровство и обман растут как сорняки и в наших христианских общинах. Но пока человек продолжает жить в подобных грехах, он не может надеяться на Царство Небесное, а обречен лишь на страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Лишь сатана, убаюкивая, говорит: "Ты можешь жить как хочешь, потом ты всё равно спасёшься". Кто хочет войти в Царство Небесное, тот не должен служить дьяволу, миру и плоти. Он должен служить Богу, Господу нашему, и исполнять волю Его. Божье слово говорит нам, что тот, кто знает волю Божию и не исполняет её, тот бит будет много.
Всё зависит от того, служим ли мы Господу Иисусу Христу, и как мы Ему служим. Во времена, в которые Иисус странствовал по этой земле, за ним следовало множество народа. среди которого немало было таких, которые не очень спрашивали о законе Божьем и беззаботно жили в своих грехах, но были и такие, которые прилагали очень много усилий, чтобы буквально исполнить Закон Божий. Это были книжники и фарисеи. Они старались в точности исполнить закон Моисеев, охотно посещали храм Божий, в точности отдавали все предписанные пожертвования, много молились, постились строго по закону, прилежно давали милостыню, со страхом оберегались от больших грехов, одним словом, внешне вели очень чистую и порядочную жизнь. Никто не мог их в чём-либо упрекнуть. У народа они были в большом почёте. Люди думали, что книжники и фарисеи непременно попадут на небеса, ибо живут так честно, благочестиво, так остерегаются греха и стараются заслужить благоволение Божие! И, если даже они не войдут в Царство Небесное, то кто же тогда спасётся?
Иисус на этот счет сказал прямо и громко всему народу: "Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царствие Небесное". Можете себе представить удивление народа, услышавшего эти слова из уст Иисуса. Как? Этого ещё не достаточно, чтобы жить так честно, как книжники и фарисеи? Даже тогда нельзя войти в Царствие Небесное, если будешь так стараться служить Богу и исполнить закон, как они? "Нет, - говорит Господь, - Я желаю от вас более совершенной праведности, чем праведность книжников и фарисеев. И если у вас нет такой праведности, тогда не войдёте в Царствие Небесное". Внешним богослужением невозможно этого достигнуть.
На примере пятой заповеди Господь показывает нам, какова должна быть наша праведность, если мы хотим войти в Царство Небесное. "Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царствие Небесное". Это Господь Иисус говорит и нам всем, собравшимся здесь для познания пути в Царство Небесное. Не имеем ли и мы тоже много фарисейских мыслей? Увы, и у нас достаточно внешнего, показного христианства, и мы полагаем, что этого достаточно для спасения. Мы считаем, что, если мы крещены во имя триединого Бога и через Крещение стали детьми Божьими и наследниками Его обетования, с детства научены слову Божьему, конфирмированы, через что Бог обновил с нами Свой завет благодати, если слушаем проповедь слова Божьего, указывающую нам путь в Царство Небесное, приходим к Святому Причастию и вкушаем плоть Христову И пьем кровь Христову для прощения грехов наших; благословляем наши бракосочетания словом Божьим, сопровождаем наших умерших до могилы, если мы все так выполняем, если мы избегаем больших грехов, так что люди не могут сказать о нас ничего плохого, и мы к тому же иногда делаем еще и добрые дела - тогда мы что ни на есть благочестивые и богоугодные люди и идём по пути в Царство Небесное. К разочарованию таких христиан должен заметить, что это совершенно неверно, ибо на это указывает Господь в нашем Евангелии.
Внешним Богослужением и честной жизнью ещё никто не спасся. Господь требует много большего. Он желает, чтобы мы родились свыше, родились от Бога, если хотим войти в Царство Небесное.

II

О том, какими мы должны быть, чтобы войти в Царство Небесное, и говорит нам сегодня
наш Господь в Своем Евангелии на примере пятой заповеди. Он говорит: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьёт, подлежит суду". Фарисеи думали наверное так:
если мы никого не убивали, если руки наши не запятнаны человеческой кровью, тогда мы не преступили закона. Часто и мы так думаем: я не убийца, потому что никого не убил; я не вор, потому что никого не обокрал; я честный человек, потому что я никогда ещё не сидел в тюрьме.
Так слушайте же, какую праведность требует от нас Иисус Христос, как объясняет Он пятую заповедь.
Он говорит: "А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему "рака", подлежит синедриону; а кто скажет "безумный" подлежит геенне огненной.
Итак, зло в сердце против ближнего - это уже нарушение пятой заповеди потому, что всякое убийство исходит из сердца, полного злобы, зависти и ненависти. Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что ни один человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей. Поэтому тот, кто гневается на брата своего, заслуживает такое же наказание, как и убийца, а именно - смерти.
Кто во гневе даёт волю своему языку, говоря брату своему "рака", что означает "пустой человек", кто его ругает и хулит, подлежит синедриону, то есть заслуживает ещё большего наказания, чем тот, кто гневается на брата своего. Синедрион собирался для суда в особых случаях, он мог приговорить преступника к побиванию камнями. Итак, по словам Господа, ругающего должно побить камнями. Кто же скажет брату своему "безумный", что значит "проклятый", т.е. указывает брату своему место в аду, тот сам подлежит геенне огненной.
Итак, пятая заповедь запрещает не только убийство, но так же раздражительность, ругань и осуждение.
Далее Иисус говорит: "Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде, примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой". Этим Господь предупреждает нас о том, что мы не должны приходить в церковь слушать слово Божие или принимать Святое Причастие с непримиренным сердцем, ибо тогда Богослужение там для нас будет напрасным. Мы обязаны сначала пойти к ближнему своему, который имеет что-либо против нас, должны с ним помириться, иначе мы не сможем примириться с Богом.
И это мы должны сделать безотлагательно. "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта". Пока что еще с ближним своим мы идем путем суда. Но однажды этот путь окончится. И когда мы там предстанем перед Судьей, не примирившись прежде, в этой земной жизни со своим ближним, тогда и мы будем навечно брошены в темницу, и не будет из нее избавления.
Такой праведности требует от нас Господь, если мы хотим войти в Царство Небесное. Мы должны служить Богу не только внешне, но и наши сердца должны быть возрожденными через слово Божие, мы должны отвергнуть всякую ненависть, злобу и вражду, и облачиться в одежды любви и дружелюбия, терпения и примирения.
А теперь, возлюбленные мои, каждый из нас должен поставить перед собой вопрос: найдет ли у нас Господь ту праведность, которую Он требует от подданных Своего Царства? Не слетают ли с наших уст проклинающие и ругательные слова, пожелания худого и осуждающие приговоры, которые свидетельствуют о наполняющих наши сердца злобе и ненависти? Готовы ли мы просить прощения у обиженных нами? Готовы ли мы прощать обидевших нас? Мужья и жены, члены семьи и соседи - не имеете ли в сердцах своих друг против друга ненависти и неприятия? Не воздаете ли злом за зло, руганью за ругань? Будьте внимательны, чтобы солнце гнева не поднималось над вашей головой. Какими вы здесь сегодня предстоите перед Господом? С чем пришли вы сюда? С примиренными сердцами или же с кем-либо, возможно, уже годами во вражде?
О, обратитесь с этого гибельного пути, пока еще не поздно, ибо путь этот ведет в вечную темницу. Мы, христиане, не должны жить по мирскому правилу: как ты мне, так и я тебе, но следовать призыву Апостола: не дай победить себя злому, но превозмоги зло добром. Мы не должны разрешать руководить нами нашему старому мстительному адамову мышлению, но стремиться к тому, чтобы Христос, Тот Христос, Который, будучи злословим, не злословил, страдая, не угрожал, но предавал все в руки праведному Судье, сделал нас творениями живыми.
Конечно, собственными усилиями мы этого не сможем достигнуть. Это возможно только с помощью Господа Христа, Который послан нам Богом не только для мудрости и праведности, но и для исцеления и избавления. Это возможно единственно только через Него, Который говорит: сила Моя в немощных.
В Царство Небесное войдет лишь тот, кто через Христа стал новым творением. Естественно, одним махом этого невозможно достигнуть. Но мы должны постоянно бороться с нашей недоброй адамовой природой, не должны поддаваться власти греха и тьмы, но служить Иисусу Христу и находиться в Его власти, и следовать Его Святому Духу. Будем мы так поступать, тогда Он и нас очистит и исцелит, и даст нам силы следовать путем, ведущим в вечную жизнь. Да правит нами Бог в милости Своей.
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий