понедельник, 19 марта 2012 г.

9-е ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ ТРОИЦЫ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Луки 16, 1-9
"Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" 


Господь Иисус повествует нам в сегодняшнем тексте Евангелия об одном управителе, который расточал имение своего господина и был за это привлечен господином своим к ответу. Увидев, что будет уволен со своей должности и останется без куска хлеба, позвал управитель должников хозяина к себе, подделал их расписки, занизив долги их, и, тем самым сделал должников хозяина своими друзьями. Таким способом он обеспечил себе будущее, потому что многие должники в знак благодарности за отпущенные им значительные суммы обязались принять домоуправителя в свои дома в случае его увольнения.
Скверно поступил этот человек, потому что этим он вновь обманул и обокрал своего хозяина, но следует отдать ему должное - он знал, как помочь себе в затруднительном положении, и обеспечил таким способом себе будущее.
И с этого человека, говорит Господь Иисус, мы должны брать пример. Почему? С чего же, возлюбленные? Конечно же, не с его неправедности, но с его дальновидности. Как он благоразумно позаботился о своем земном будущем, так мы должны заблаговременно заботиться о нашем будущем в вечности. Как он заботился о том, чтобы после своего увольнения быть принятым в дома своих друзей, так должны и мы заботиться о принятии в обители вечные после нашего ухода из этого мира.
Если мы спросим: О чем предупреждает нас Господь через это Евангелие о неправедном, но благоразумном управителе?
Следует ответ: Господь предупреждает нас, что
1. слыша о неправедности домоуправителя, мы должны подумать о себе, как тоже о неправедных управителях, которые не смогут устоять пред судом Божиим и
2. на примере его благоразумия должны и мы научиться как можно скорее, позаботиться о том, чтобы и мы однажды были приняты в обители вечные.

Ты же. Господь Иисус, дай нам отворенные для серьезных увещеваний Твоего Слова уши и сердца, чтобы оно произвело в нас то, для чего оно нам проповедовано, и мы это короткое время нашей жизни употребили бы для того, чтобы быть принятыми в домы вечные. Помоги нам пребывать в свете Твоего слова и сеять семя, приносящее плод для жизни вечной. Аминь.


I

Господь через Свое Евангелие призывает нас убедиться на примере неправедности того домоуправителя, что и мы все, по сути, те же неверные домоуправители, которые не смогут устоять перед судом Божиим.
Мы все без исключения являемся управителями разного рода добра и имения, которые Бог одолжил нам. У нас самих нет ничего, кроме доверенного нам Богом. Спрашивается, как мы обходимся с добром, над которым Бог поставил нас управителями? Домоуправитель не может распоряжаться доверенным ему добром, как он сам того хочет, но лишь так, как того желает его хозяин, его начальник. Преступит он предписание своего хозяина, значит, он управитель неверный и будет попросту смещен со своего поста. Как обязаны мы обходиться с доверенным нам имуществом? Об этом Бог говорит нам в Своем слове. Но такие ли мы домоуправители, которыми бы Бог мог быть доволен? Праведные мы управители или нет? В нашем Евангелии сегодня Иисус предстает пред нами Господом, требующим: "Дай отчет в управлении твоем!"
Как обращаемся мы с теми земными благами, которые Бог вверил нам на ограниченное время? Если наши помыслы и стремления направлены на стяжание земных сокровищ, на накапливание денег, служение земному, маммоне, то как можем мы надеяться устоять перед Богом? Именно от этого предостерегает нас Господь, говоря: "...смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения". "Жадность - корень всех зол, а жадные, - говорит Павел, - не наследуют Царства Божия".
И если мы с нашими деньгами и нашим добром обходимся так же, как блудный сын с полученной им от отца частью имения, если мы наши деньги, наше добро растрачиваем, служа собственному тщеславию и похотям плоти, то как можем мы надеяться устоять перед Богом? Его слово серьезнейшим образом предостерегает нас от служения миру и плоти, и увещевает нас оберегать наши сердца от отягощения обжорством и пьянством, ибо обжоры и пьяницы Царства Божия не наследуют.
Или же, если члены нашей семьи из-за нашей расточительности и лени терпят нужду, возможно, даже вынуждены браться за нищенскую суму, чтобы выжить, как устоим мы в день суда? Слово Божие говорит: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже язычника".
Если у нас с кем-либо деловые отношения, то всегда ли мы при этом честны и справедливы? Не ищем ли мы возможности обделить партнера, обмануть его, наполнить собственный кошелек за его счет? Не торгуем ли мы плохим товаром, не пользуемся ли мы фальшивой мерой, фальшивыми весами? Дети мира сего считают умными и ловкими тех, которые искусно обманывают других, но с подобной мудростью устоять пред Богом мы не сможем, ибо Слово Его говорит: "...чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво, потому что Господь - мститель за все это..."
Если мы ближнему нашему занимаем деньги, то удерживаемся ли мы от процентов в свою пользу? Думаем ли мы о том, что слово Божие говорит: "Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего, чтобы жил брат твой с тобою". Или, если мы сами однажды попадаем в нужду и занимаем у другого деньги, как обстоит у нас дело с возвращением долга? Многих это совершенно не беспокоит, они делают долги и не собираются их возвращать. Но знаете ли вы, как Бог это называет? Его Слово говорит: "Нечестивый берет взаймы и не отдает..." И если мы не хотим быть причислены к скопищу безбожников, то мы должны быть найдены Богом добросовестными плательщиками наших долгов.
Вы, отцы и матери семейств. Господь поставил вас управителями над вашим домашним хозяйством, над вашими домочадцами, над вашими сыновьями и дочерьми. Встаньте же пред лице Божие и испытайте себя основательно, - как управляете вы вашим домом? Находите ли вы, что Дух Божий, а не дух мира сего, заправляет у вас в доме? Выметаете ли вы начисто из вашего дома всякую закваску греха и зла, потому что малая закваска скоро заквашивает все тесто? Является ли Иисус краеугольным камнем и основанием, на котором покоится ваш дом, или же он покоится на песке земных трудов, забот и надежд?
Вы, юноши и девушки, сыновья и дочери, скромны ли вы, покорны ли, послушны ли вашим родителям и старшим, или же кто-то из них вздыхает пред Богом из-за вас?
Вы, супруги, должны отчитаться в слове "да" относительно любви и верности до смерти, которое вы обещали друг другу у алтаря. О, таких супругов много, у которых уже через несколько недель не остается и следа любви и верности. Каковы же вы, мои дорогие? Держитесь ли вы верно друг друга в хорошие и в трудные дни? Упражняетесь ли вы в том, чтобы носить тяготы друг друга, или же обходитесь друг с другом жестоко и без любви? И, если это так, то как-же вы можете надеяться устоять перед Богом в день расчета?
И вы, бедные и нуждающиеся, вы, истомленные и обремененные, вы, вдовы и сироты, которым Бог положил это испытание, не ропщете ли вы о путях, по которым Он велит вам идти? Терпеливы ли вы в день печали, верны ли вы молитве, несете ли крест ваш в твердой уверенности, что намерения Господни относительно вас не есть намерения во зло, но намерения во благо?
Господь требует от нас, чтобы мы поступали точно по слову Его, чтобы мы отвергли всякое нечестие, и чтобы мы свидетельствовали о Нем нашими словами и делами так, чтобы каждый из нас на том месте, куда Бог нас поставил, возвещал совершенства призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет.
Кто из нас сделал это? Кто из нас жил так? Кто из нас может выступить и сказать: "Я был домоуправитель верный, я верно и добросовестно исполнял мой долг на вверенном мне Богом посту или поприще". Кто готов сказать такое - тот явно ослеплен высокомерием. Он явно не знает ни святых Божиих требований, ни собственного сердца, которое есть бездна греха и несправедливости.
Тот управитель из Евангелия, наверное, тоже почитал себя порядочным и послушным человеком, пока не высветилась его неверность. Точно так же и мы, несчастные, ослепленные грешники, очень высокого мнения о самих себе, гордимся нашей праведностью и добросовестностью, нашей честностью и справедливостью, и все равно меч правосудия уже занесен над нашей головой, и Господь Иисус говорит нам, что мы должны ожидать в день расчета.
Слушайте же, что было с тем домоуправителем. Когда господин узнал о его неверности, то приказал позвать его к себе и сказал ему: "Что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять". Увы, это то, что Господь Бог должен будет сказать и нам, когда Он будет судить нас.
Ибо наш Бог есть Бог праведный, ненавидящий и наказывающий всякий грех. Тот заблуждается и обманывает сам себя, кто думает, что кощунство может удаться и неправедность не будет наказана. Праведный Бог есть в то же время и Бог сильный. Бог ревнитель. Его могущество приводит в трепет. Этот неверующий мир не ищет Его в своей слепоте и беззаботности, но Он сокрушает неправедных, как осколки сосуда, в Своем гневе и ярости.
Бог ищет и зовет нас домой, мы же должны слушать Его слово и пробудиться от нашей беспечности и беззаботности и спросить: "Что нам делать, дабы избежать суда Божия?"

II

Мы должны, как предупреждает нас Господь, поучиться благоразумию домоуправителя и, не откладывая, позаботиться о том, чтобы нам быть принятыми в чертоги вечные.
Что сделал неверный домоуправитель, когда был уволен? Он сказал сам себе: "Что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом, копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: "Сколько ты должен господину моему?" Он сказал: "Сто мер масла". И сказал ему: "Возьми твою расписку и садись скорее напиши - пятьдесят". Потом другому сказал: "А ты сколько должен?" Он отвечал: "Сто мер пшеницы". И сказал ему: "Возьми твою расписку и напиши - восемьдесят". И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде".
Конечно же, господин похвалил домоуправителя не за его неправедность, ибо именно из-за этого он и сместил его с должности, но похвалил за то, что тот поступил благоразумно, позаботившись о своем ближайшем будущем.
Все мы должны поучиться такому благоразумию у этого человека. Мы должны вовремя позаботиться о будущем наших душ. Господь дал нам сегодня понять, что мы можем оказаться неверными домоуправителями, которые не смогут устоять перед Богом в день расчета, и поэтому мы не должны легкомысленно и беззаботно идти навстречу вечности, но должны проснуться от сна беспечности и позаботиться о том, чтобы нас приняли в обители вечные.
Но как это сделать? Каким образом нам заботиться об этом?
Прежде всего мы должны избавиться от всякого самодовольства и признать, что мы тоже неверные управители, погрязшие в грехах, долгах и неправедности. Мы должны, ударяя себя в грудь, осудить самих себя и молиться: "Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! Кто устоит?" И тогда, если признаем свои грехи, то Бог, будучи верен и праведен, простит нам наши грехи и очистит нас от всякой неправды. Поэтому нам необходимо незамедлительно всемерно отвратиться от греховных помыслов и поступков. Бог говорит: "Истинно, как Я жив, так говорит Господь Бог, не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был". Кто же преднамеренно остается в своих грехах, у того нет надежды на спасение, ибо для умышленно грешащих Бог есть огонь поедающий.
Мы должны с верой принять Иисуса, Который из-за наших грехов был предан, и Который ради нашего оправдания был воскрешен. Христос говорит: "Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь".
Наша вера в Христа должна быть живой: мы должны пытаться исправить все свои погрешности, быть неутомимы в делах любви и милосердия. Если сделали кому-нибудь зло, обманули, обидели кого - то должны возвратить нажитое неправедно, как Закхей, начальник мытарей, который сказал: "...если кого в чем обидел, воздам вчетверо". Мы же должны и в делах любви и милосердия обретать друзей богатством земным. Бог дает нам деньги и имение не для того, чтобы мы использовали их только для себя, но чтобы мы помогали многим бедным и нуждающимся.
Найдет Господь в нас ту веру, которая служит Ему и проявляется через этих бедных и нуждающихся, Он скажет нам: "...алкал Я, и вы Меня накормили; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. ...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали и Мне, ...придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира".
Так скажет Господь однажды тем, которые поверили Ему, пришли к Нему, и которые приобрели себе друзей богатством земным.
Дай же Бог, чтобы и мы все однажды услышали это слово из уст Его и вошли в чертоги вечные.

Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий