понедельник, 19 марта 2012 г.

15-е ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ ТРОИЦЫ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Матфея 6,24-34.
"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы" 


Возлюбленные в Господе! Каждое слово, произнесённое нашим Спасителем, служит для нашего мира и блаженства, ибо Он пришёл в этот мир, чтобы мы чрез Него имели полноту жизни. С этой целью обращается Он сегодня в нашем Евангелии, которое мы прослушали и к нам. Он хочет видеть нас истинно счастливыми, довольными и спасенными и поэтому предостерегает нас от служения маммоне и всяким мирским заботам, серьёзно предупреждает:
ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам.
Мир в этом отношении учит нас не так, как Христос. Мир считает эту мирскую жизнь с её благами и заботами основной, а вечную жизнь - чем-то второстепенным. Мир стремится прежде всего к деньгам и богатству, к пище и питию, славе и почёту и считает глупцами и безумцами тех, которые прежде всего ищут Царства Божия и вечную жизнь.
Так кто же всё- таки прав? Христос или мир? За кем нам идти - за Христом или за миром? Что мы должны искать прежде - того, что на небесах или того, что на земле?
Мои дорогие! Ответы на эти вопросы не трудны. Тем, что предлагает нам этот мир, не может удовлетвориться наша бессмертная душа. Рано или поздно этот мир со всеми своими благами, со всем, что недолго нас здесь радовало; со всем тем, к чему мы так ревностно стремились и чего искали - пройдёт, и только тот, кто исполняет волю Божью, пребудет вовек.
Поэтому я говорю: -ответ на вопрос: что нам искать прежде - того, что на небесах, или того, что на земле, - совсем не труден! Помог бы только нам Господь оторвать наше сердце от всех мирских идолов и искать только то, в чём мы нуждаемся, и что пребудет вовек. Да поможет нам Господь оторвать наши сердца от всех земных идолов и найти то единственное, что остается вечно!
Так научимся же у Христа, к чему мы должны стремиться прежде всего. Он говорит, что стремиться нам, прежде всего, следует:
1. не к благам этого мира, но
2. к благам Царства Божия.

Ты же. Господь Иисус, благослови Твоё слово в наших сердцах, чтобы оно совершило то, для чего оно нам послано, чтобы мы не только познали, что этот мир со своими похотями пройдёт и не спасет нас, но чтобы мы освободились от мирских идолов, которые связали нас, и серьезно стремились бы к тому, что пребывает вовек. Освяти нас для этого своей истиной, слово Твоё есть истина. Аминь.


I

Христос учит нас, чтобы мы не поступали как дети мира, чтобы не искали мы прежде всего мирских благ. Он говорит: "Никто не может служить двум господам: или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне". Слово "маммона" сирийского происхождения и означает "богатство", "деньги" и вообще мирские блага. Этой маммоне мы не должны служить, не прилепляться к ней, иначе будем несчастными идолопоклонниками, к которым Бог не благоволит.
Так говорит Христос. Но сколько сегодня тех, которые, слыша слово Христово, оставляют всякое служение маммоне и которые более привязаны к Богу, нежели к маммоне? К сожалению, это факт, что маммона - всевластный бог, которому охотно подчиняются людские сердца, и перед которым они преклоняются во прахе. Как пренебрегаем бывает в наших глазах бедный человек, потому что у него нет денег и богатства! И какие мы оказываем почести богатому, рабу маммоны. Богатых мы считаем счастливыми и достойными зависти, бедных же, напротив, несчастными и жалкими.
Есть пословица, что деньги правят миром. Большинство рода человеческого стремится обогатиться, т.е. завладеть маммоной. Немало родителей, которые расписывают своим детям богатство, деньги и блага как наивысшее, чего только вообще можно достичь на земле. Они не учат: ищите прежде Царства Божия, но, напротив, - ищите, чтобы вы получили богатство и благосостояние! А для этого - учитесь, работайте, будьте прилежными, чтобы вы в мире продвигались вперёд, чтобы вы стали почитаемыми людьми. Часто детям ставятся в пример такие люди, которые каким-то особым образом достигли богатства и славы. Таким образом, уже детские сердца направляются безумными родителями на ложный и губительный для души путь, внушая им, что наибольшее счастье можно найти в маммоне.
Где нужно заботиться о своей душе, о вечном спасении, там мы очень часто инертны и равнодушны, но там, где можно обогатиться, там мы в большинстве своем ревностны и прилагаем к этому все наши силы. Кто может сосчитать все человеческие жизни, которые были принесены в жертву на службе маммоне? Кто сосчитает все души, которые покинули из-за маммоны свою родину, своё самое любимое на земле? Когда можно обогатиться, людей не страшат ни трудности, ни опасности. Не обращается внимание ни на штормы морские, ни на опасности глухой отдаленной местности, ни на возможные схватки с дикими зверями и разбойниками. Таким вот желанным благом является для человеческого сердца маммона. Когда можно обогатиться, то очень часто не боятся и совесть запятнать, переступить Божьи заповеди и подвергать себя гневу вечного Судьи.
Кто может сосчитать все грехи и преступления, которые совершились в мире и продолжают совершаться из-за маммоны? Один ворует и изменяет, другой лжёт и мошенничает, третий убивает, четвёртый поднимает руку к небу и клянётся ложным свидетельством, пятый - ссорится и судится годами. И всё это совершается ради маммоны. Все сказанное подтверждает значение богатства, маммоны для мира, считающего его наивысшим благом и верящего, что прежде всего надо стремиться к нему.

II

Христос думает по-другому. Он убедительно предостерегает от служения маммоне и указывает нам опасность богатства, когда Он говорит: "Как тяжело богатому будет войти в Царствие Небесное! Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие". Причину этого нам раскрывает Павел в словах: "Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие".
В Новом Завете рассказывается о трёх богатых мужах. О богатом человеке, который здесь все дни жил славно и в веселии, а потом вечно должен был страдать в пламени ада. О богатом человеке, который собрал богатый урожай со своего поля, и в связи с этим сказавшем:
"Душа, много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись", на что Бог ответил ему: "Безумный! В сию же ночь возьмут душу твою у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?" И, наконец, нам рассказывается о юноше, который заповеди Божий соблюдал с юности своей и всё-таки не смог следовать за Иисусом, потому что не хотел расставаться со своим богатством.
Когда наше сердце занимает любовь к деньгам и богатству, для любви к Богу уже не остается места. Этому учит нас Евангелие, об этом свидетельствует наш жизненный опыт. Многие не придают значения Божьему слову, потому что маммона ослепила их разум, и они отвернулись от Бога. И если такой слуга маммоны ещё наружно и служит Богу, сердце его не может разделиться, ибо никто не может служить двум господам одновременно. И как бы ни казался набожным такой слуга маммоны, его сердце уже далеко от Бога. Его сокровище не на небе, но здесь, на земле. И, если бы ему не пришлось бы однажды покинуть этот мир, то он всегда удовлетворялся бы тем, что предлагает ему этот мир. Разум и душа такого человека всё больше притупляются, все глуше к нему доносятся призывы слова Божьего. А если даже семя слова Божьего и проникнет в них, то вскоре заглушается заботами о земном богатстве и не приносит плода. И подтвердится слово: "Не можете вы служить Богу и маммоне". Такой слуга маммоны при всём своём богатстве остается бедным, достойным сострадания человеком. Он, как пёс, сторожащий дом, должен стеречь своё богатство и не имеет покоя ни днём, ни ночью. Слуга маммоны постоянно находится в состоянии самообмана. Он всегда думает: если бы я приобрёл еще то, и то, тогда бы я был счастливым и довольным. Но когда он завладевает желанным, он опять чувствует себя несчастным и недовольным, ибо возникает следующее желание. Так он постепенно всё больше погружается в суету этого мира и незаметно стареет. В отношении же того, что нам действительно необходимо, он становится всё равнодушнее и холоднее. Но подойдёт смертный час, чем будет утешаться этот слуга маммоны? То, к чему было так прилеплено его сердце теперь он должен будет оставить навечно. Нагим человек приходит в этот мир и нагим уходит из него, и не может купить себе утешение в свой смертный час за все свои деньги и блага, которыми владеет. Или тот, который пренебрегал предупреждениями Бога, может ли надеяться, что в благодати Божией через Иисуса найдёт утешение? Разве обещана эта благодать служителю маммоны? Она же обещана только тем, которые со страхом и трепетом совершают своё спасение, только тем, которые входят тесными вратами покаяния; только тем, которые уже здесь, в своей земной жизни мыслят по небесному; только тем, которые жертвуют земным и приобретают себе друзей земным богатством; тем, которые приносят плоды для вечной жизни. Кто этого не хочет, тому слово Божье ничего не обещает. А кто не искал здесь, тот не найдет своего спасения в Боге и там, в своей загробной жизни. Ибо не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает и, что человек посеет, то и пожнёт. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнёт тление. Поэтому испытай себя каждый серьёзно и спроси себя: "Кому я служу? Что я ищу прежде всего? Небесного или земного?" И, если ты ещё связан земными цепями, то сегодня обратись, поторопись и спаси свою душу, потому что ты идёшь дорогой, которая кончается вечной погибелью и скрежетом зубовным. И далее, слушай - предупреждение Христа: "Ищите прежде Царствие Божие и правды Его". Это второе, что нам сегодня следует принять в сердце. Царствие Божие, которое мы должны искать, уже приблизилось к нам в Иисусе Христе. Это Царство, в котором мы найдём для себя неизмеримо больше, чем нам могут дать все царства земли. Это Царство, где мы найдём праведность, мир, радость в Духе Святом: такую праведность, что даже глаз Божий не найдёт в нас ничего порочного; такой мир, который успокаивает сердце даже средь бурь и непогоды этой непостоянной жизни; такую радость, которую никакая скорбь не отберёт у нас. Этот мир не может нам простить даже самого маленького греха. Но кто принадлежит к Царству Божию, тот имеет прощение всех своих грехов, потому что Христос постоянно говорит своим: "Утешься, твои грехи тебе прощены". Этот мир ищет и стремится к истине, но в конечном счете должен признать, что блуждает во тьме. Кто же принадлежит к Царствию Божьему, тот имеет истину и ходит во свете, потому что Христос есть свет миру, и кто последует Ему, тот не будет блуждать во тьме, но будет иметь свет жизни. Этот мир не может дать утешение и совет перед смертью, но кто принадлежит к Царствию Божьему, для того и смерть - побеждённый враг, и он говорит: "Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" Для детей мира могила -тёмная пещера, в которой погибают все надежды, но для верующих христиан могила - только место сна, откуда Христос их однажды пробудит, воскресит, как мать будит своего ребёнка ото сна. Для этого мира потустороннее как запечатанная книга, но для верующих печать с книги снята. Павел говорит: "Ибо знаем, что когда земной наш дом, - эта хижина, -разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный". И потому, что в Царствии Божием нам предлагаются такие непреходящие блага, мы должны прежде искать это Царствие, и это должно быть для нас самым главным. Все же остальное, что нам мешает войти в него и стать членами этого Царствия, мы должны устранить из нашей жизни и должны сделать все, чтобы через Иисуса Христа стать наследниками обетованной вечной славы.
Кто так стремится к Царствию Божьему, тому не нужно растрачивать свою жизнь в заботах о благах, необходимых для земной жизни. Христос говорит: "Это всё приложится вам, потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом". Ведь настоящий отец всегда заботится о детях, таков порядок.
Что бы вы, родители, стали думать о своих детях, если бы они начали заботиться и сетовать: "Что нам есть? Что пить? Во что одеться?"
Лучше посмотрите на своих детей, как бы там ни было, если родители порядочные и здоровые, они живут беззаботно, хотя сами себе ничего не могут еще заработать и надеются только на то, что дадут им руки отца и матери. Отец и мать любят их и дадут им всё необходимое, все что могут. В то время как вы часто в тяжелых заботах отходите ко сну и встаёте с ними, ваши дети спят спокойно, ибо знают, что вы их не покинете. Так же, как наши дети надеются на нас, так и мы должны надеяться на небесного Отца, на всемогущего Бога, Который обещал: "Я не оставлю тебя и не покину". Бог, Который кормит птиц небесных, хотя они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, Бог, Который так чудесно одевает полевые лилии, хотя они не трудятся, не прядут, - Он и нам даст всё необходимое для пропитания и одежду.
Через молитву и прошения мы должны сбросить с себя всякий груз забот и быть уверенными, что Бог, Который в Иисусе Христе сделал нас наследниками вечной жизни, даст и нам всё то, что нам необходимо для поддержки плотской жизни. Неужели Бог, дающий нам всё небесное, не даст нам самое малое, необходимое нам для тела?
О, мы, маловерные!
Путь к истинному счастью и миру, путь, на котором мы освобождаемся от всех забот, это тот, на который указывает Господь: "Ищите прежде Царствие Божие и правды Его". Этим путём, повинуясь Его повелениям, шли Его ученики и Апостолы. Были ли они при этом несчастны? Кто так думает, тот еще не знает, что есть истинное счастье и мир. Их исповедание гласило: "Если я Тебя имею, то кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог - твердыня сердца моего и часть моя вовек". Их надежда была: "Избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для своего Небесного Царства". Эта уверенность, эта блаженная надежда превосходит всё, что может предложить нам от своего счастья и радостей этот наш земной мир.
Поэтому внемлем тому, что нам сегодня говорит Христос: ищите прежде Царствие Божие, которое вечно и к которому мы призваны, и тогда мы найдём у Господа неизмеримо больше, чем нам может дать этот мир.
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий