воскресенье, 18 марта 2012 г.

ДЕНЬ ПОКАЯНИЯ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Откровение Иоанна 2, 5.
"Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" 


Сегодня мы отмечаем всеобщий день покаяния и молитвы, и слома, которые мы сейчас слышали, есть призыв к покаянию, который прозвучал однажды почти 2000 лет назад, в Ефесской церкви.
Ефесская община была обильно благословленной общиной в ранние времена христианской Церкви. Апостол Павел проповедовал там два года. Там же проповедовали Апостол Иоанн и ученик Павла Тимофей. Где трудились такие мужи, там Евангелие должно принести плод. Господь даёт этой церкви почётное свидетельство: "Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё; и то, что ты не можешь сносить развратных; и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы; и нашёл, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал".
Разве не великое то, о чем Господь здесь говорит о Ефесской церкви? Она не только удалила из своей среды грубое служение идолам, не только приняла Евангелие о Христе; Господь хвалит и её дела, и её работу, её терпение, её усердие в постижении чистого учения.
Евангелие захватило их сердца, и их жизнь во многом перестроилась и изменилась.
Однако, постепенно в этой церкви наступило охлаждение. Она стала забывать свою первую любовь, уже не была такой усердной, такой пылкой, как раньше. Господь видит, как эта церковь откатывается назад. Он видит, что она становится тёплой и безразличной, и поэтому Он взывает к ней: "Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься".
Господь призывает здесь церковь к покаянию и угрожает своим судом в случае неповиновения. Но Ефесская церковь не послушалась этого призыва, и поэтому над ней свершился суд Божий. Светильник Евангелия уже давно сдвинут с его места. Где раньше проповедовалось Евангелие о Христе, проповедуется учение Магомета, лжепророка. Где раньше был установлен крест Христа, там сейчас установлен турецкий полумесяц. Как Бог наказал и судил израильский народ, так Он наказал через турок церковь Ефесскую и многие другие церкви Малой Азии. Ибо кто не слушает призыв Бога к покаянию, тот подпадает под суд. Это говорит нам слово Божие, это проповедует нам мировая история. Что Господь здесь говорит Ефесской церкви, то Он говорит и нам. В этих словах содержатся и наше блаженство, и наше горе. Наше блаженство - если мы послушаемся гласа Господа и покаемся; наше горе - если мы лишь слышим глас, но не каемся.
Наш текст говорит нам: кто не покается, тот попадает на суд Божий.
Поэтому Господь призывает:
1. вспомни, откуда ты ниспал. 
2. покайся, чтобы избежать суда.

Ты же, Господь наш Бог, не хочешь смерти грешника, но хочешь, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был, - благослови Своё слово в наших сердцах, чтобы мы все вспомнили, откуда мы пали и покаялись, чтобы избежать Твоего суда и через Твою благодать спастись. Аминь.

I

"Вспомни, откуда ты ниспал!" - так взывает Господь к каждому из нас сегодня, в день покаяния, когда мы здесь предстали пред Его лицом, чтобы испытать наше сердце и жизнь и исповедовать наши грехи.
"Вспомни же, откуда ты ниспал!" - говорит Он и хочет этим призывом пробудить нас от нашего духовного сна, от нашей духовной самоуверенности, лени и беззаботности. Этими словами Он обращается ко всем нам без исключения - и к тем, которые без боязни живут в своих грехах и страстях, и к тем, которые Его знают, Ему служат. Ему следуют. Так к нам обращается Господь, Который знает наши дела, наши слова, наши мысли, и Который раскрывает нам наши грехи, чтобы мы познали, какие мы жалкие и бедные, нищие, слепые и нагие пред Ним, и чтобы мы научились, ударяя себя в грудь, из глубины сердца молиться:
"Боже! Будь милостив ко мне, бедному грешнику!" "Я имею против тебя, - говорит Господь - то, что ты оставил первую любовь твою, поэтому вспомни, откуда ты ниспал".
Вспомни время, когда любовь Иисуса жила в твоём сердце и вспомни, как теперь мир для тебя значит больше, чем Иисус, и твоим сердцем руководят не Дух Иисуса, а грешные похоти и страсти. Сердце Иисуса настроено к тебе по-прежнему, почему же ты своё сердце отвернул от Него?
Вспомни то время, когда твоей радостью и желанием было прийти в дом Господень, чтобы слышать Его слово и в молитве искать Его лица, и подумай о том, как всё теперь в тебе изменилось, как редко можно встретить тебя теперь в доме Божием, но всё чаще можно встретить там, где собрание развратителей и где служат миру и похотям плоти. Господь остался прежним, но почему ты изменился?
Вспомни ты, отец семьи, то время, когда в начале своего хозяйствования, как главы семьи, ты с верой и доверием поднимал свои глаза к Господу, от Которого приходит вся помощь и защита, и как ты с детским повиновением обещал: "Я и дом мой будем служить Господу". Господь помог тебе во многих нуждах и заботах и тебя, словно на орлиных крыльях, носил до сих пор. Почему же ты не сдержал того, что Ему однажды обещал?
Вспомни ты, муж, ты, жена, как вы однажды при венчании у алтаря обещали друг другу любовь и верность в хорошие и тяжелые дни до самой смерти, и какими стали сейчас ваши сердца безразличными и равнодушными друг другу.
Вспомни ты, муж, откуда ты ниспал, стал таким чёрствым и жестоким по отношению к твоей жене; вспомни ты, жена, откуда ты ниспала, стала такой брюзгливой и неприветливой по отношению к своему мужу и не проявляешь любви, которая покрывает множество грехов, любви, которая не раздражается, всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё переносит!
Вспомни ты, отец, ты, мать, что вы обещали Богу при рождении и при Крещении ваших детей? Вы обещали своих детей воспитывать в страхе и повиновении. Господу. И что же? Что за слова слышат сегодня ваши дети? Какие дела они видят? Являются ли ваши дела, ваше поведение святым примером, который вы должны подавать своим детям?
Вспомните вы, юноши и девицы, как вы в день конфирмации обещали Господу, что хотите всю свою жизнь следовать за Ним, что хотите Бога любить всем разумением своим и ближнего своего как самих себя, и что хотите использовать благодать во укрепление в истинном христианстве.
Странствуете ли вы путём, которым обещали странствовать - путём отречения от мира и от самих себя? Или странствуете путем греха, который ведёт к вечной смерти?
Вспомни, человек, что ты обещал Господу, когда ты лежал на больничной койке и молил, чтобы Он тебя не срубил, как бесплодное дерево, но подарил тебе ещё время благодати, чтобы ты обратился и принёс плод для вечной жизни. И вот ты выздоровел, Бог услышал твою молитву, но сдержал ли ты свою клятву? Не странствуешь ли ты больше широким путём греха и смерти? Бог в отношении тебя сдержал Своё слово, но не обманул ли ты своего Бога? Вспомни час, когда ты в прахе лежал пред Господом и обещал покаяться и начать новую жизнь. Это случается при каждой чистосердечной исповедной молитве. Но потом ты ушёл и не сдержал своё слово, не вспомнил своих слов. Бог же помнит об этом и взывает к тебе с предупреждением: "Вспомни же, откуда ты ниспал!"
Мы имеем Божье слово, яркий свет, который должен изгнать все дела тьмы, который должен надеть узду всем грешникам, раздробить все чёрствые сердца. Но хотим ли мы ходить во свете Божьего слова?
В слове Божьем написано: "Блудники и прелюбодеи Царства Божия не наследуют", - и всё же как много рождается внебрачных детей.
В слове Божьем написано: "Пьяницы Царства Божия не наследуют", - и всё же как много тех, для которых алкоголь имеет большую притягательность, чем блаженство Небесного Царства.
Написано в слове Божьем, что неправедные Царства Божия не наследуют, - но как обманывают сегодня друг друга!
Мы довольствуемся тем, что в глазах мира выглядим уважаемыми людьми, что нас не наказывают и не судят власти. Но чем нам поможет это видимое земное благополучие, если наше сердце полно зависти и недобрых страстей? Человек, конечно, видит внешнее, но Бог же смотрит в глубину сердец.

II

Поэтому вспомни, откуда ты ниспал и слушай предупреждение: "Покайся, чтобы избежать суда Божьего". Ибо Господь говорит: "А если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься".
Здесь Господь говорит нам, что он от нас требует. Недостаточно, чтобы мы наши грехи признали, недостаточно, чтобы наше сердце устрашилось и сокрушалось из-за наших грехов. Господь требует, чтобы мы покаялись. Это означает, что мы должны изменить наше мышление и нашу жизнь, древнее должно пройти, и мы должны через Христа стать новыми людьми, такими людьми, которые с Апостолом говорят: "И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу, веруя в Сына Божия, возлюбившего и предавшего Себя за меня".
Господь Бог хочет сегодня, в День покаяния, обновить с нами Свой завет благодати во Христе Иисусе, но и мы должны обновить свой завет с Ним. Мы должны это сделать так, как блудный сын, который не только осознал свои грехи, но и возвратился к своему отцу и остался в доме отца.
Мы должны это сделать так, как апостол Павел это сделал, когда услышал голос Господа, воззвавшего к нему: "Савл, Савл! Что ты гонишь меня? Трудно тебе идти против рожна". Благодаря этому голосу Павел стал другим человеком. Он оставил путь, которым шёл до сих пор, и стал служить Иисусу. Так и мы должны оставить греховный путь, начать служить Иисусу и изменить нашу жизнь.
Мы должны отбросить всю леность и самоуверенность и со страхом и трепетом совершать наше спасение. Должны отбросить всякое коварство и облечься в любовь и дружелюбие. Должны отбросить лицемерие и злословие и странствовать в истине и праведности. Должны отвергнуть нечестие и мирские похоти. Должны целомудренно, праведно и благочестиво жить в этом мире. Ибо мы во Христе к тому призваны, чтобы возвещать совершенство призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет.
Мы ещё живём во время благодати и спасения. В Страстное время мы вновь слышим, как Христос входит в Иерусалим, чтобы страдать и умереть за наши грехи, чтобы искупить нашу вину ценою Своей крови, чтобы о нашей вине не вспоминалось в вечности. Но кровь Христа проливалась для примирения только раскаявшихся, а для нераскаявшихся - для суда. Покаявшимся Бог даёт благодать, а не покаявшимся грозит Своим гневом.

Господь призвал нас к покаянию. Как поступишь ты, о душа? Бог никого не принуждает силой к блаженству, но принуждает каждого, принять решение. Так Он и тебя сегодня, в День покаяния, спрашивает: "Хочешь покаяться или нет? Хочешь ты отвратиться от своих грехов или хочешь оставаться со своими грехами?"
Если ты не желаешь обратиться, тогда к тебе относится ужасная угроза сильного и ревностного Бога: "А если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься". Церковь Ефесская не покаялась, и поэтому её светильник был сдвинут со своего места.
Неверующие насмехаются над словом Божиим и не верят, что Бог - праведный судья. Который каждому воздаст по делам его, и что Бог - сильный и ревностный Бог, Который не даст насмехаться над собой. А зря. О гневе Божьем нам проповедуют опустошённые страны, рассеянные народы, разрушенные города, исчезнувшие знатные роды, множество осуждённых грешников. Поэтому испытай себя и покайся, чтобы избежать суда Божьего, ибо страшно попасть в руки Бога Живого,
Если ты не покаешься, то Он заберёт у тебя светильник Евангелия и отдаст тебя во власть тьмы, страха и мук совести; тогда Он отвернёт Своё лицо от тебя, и тебя постигнут времена, подобные тем, какие постигли в вавилонском плену отдалившийся от Бога израильский народ, когда он, сидя у вод Вавилона, плакал, вспоминая Сион.
У Бога два ключа, которыми Он открывает закрытое сердце человека. Один ключ - это нужда и скорби, другой ключ - милость и благодеяния. Нет никого среди нас, к чьему сердцу Бог не приложил бы один из этих ключей, чтобы открыть его для Себя. Но если мы не приходим к покаянию ни через Божий наказания, ни через Божие дружелюбие, то Его долготерпение кончается, и наступают времена суда. Вот уже и секира при корне дерев лежит и всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубят и бросят в огонь. Не будь гордым, не будь уверенным в своей заносчивости! Как жернова измельчают зёрна хлебных злаков, так суды Божий измельчают гордых и заносчивых, которые не боятся Его.
Сколько народов, сколько общин, сколько душ уже срублено секирой Божественного гнева и брошено в Его огонь! Но мы живём ещё в благоприятное время, живём ещё во дни спасения. Поэтому не пренебрегай богатством его милости и долготерпения! Разве ты не знаешь, что Божия милость ведёт тебя к покаянию?
Божье отцовское сердце ещё открыто для всех кающихся грешников и грешниц, которые хотят возвратиться к Нему. Он ещё призывает нас: "Возвратись, отступный Израиль, Я не изолью на вас гнева Моего". Господь ещё стоит перед дверью нашего сердца, как однажды стоял перед Иерусалимом, и советует нам узнать в наше время, что служит к миру нашему.
"Поэтому вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела, а если не так, -говорит Господь, - скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься".
"Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам". 
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий