воскресенье, 18 марта 2012 г.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ



Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Иоанна 13,1-15.
"Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" 


Наше Евангелие рассказывает нам, как Господь Иисус вечером в четверг мыл Своим ученикам ноги и после того, как Он сделал это, сказал им: "Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам".
Как тогда Господь служил Своим ученикам, так Он теперь хочет служить и нам, тем, которые собрались вокруг Него.
Он в Духе приходит к каждому из нас и хочет нас очистить от всякой нечистоты и грехов, которые прилепились к нам. Но, как Он нас хочет умыть, так должны и мы по Его примеру умывать друг друга, то есть, как Иисус нам служил, так и мы должны служить друг другу, как Иисус нас любит, так и мы должны любить друг друга. Ибо Он говорит: "Заповедь новую даю вам, любить друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга".
Поэтому на основании нашего Евангелия призываю вас: Любите друг друга, как Иисус нас любил.
Умывание ног показывает нам:
1. как Иисус нас возлюбил и
2. как мы должны любить друг друга.

Господь Иисус, Ты, Который однажды умыл ноги Своим ученикам, омой и очисти и нас от всех грехов и нечистоты, которыми мы запачканы. Окропи нас Своей кровью, омой нас, чтобы мы стали белее снега. Дай нам услышать благодатные слова: "Прощаются тебе грехи твои!", чтобы возрадовались мы. Излей Свою любовь в наши холодные сердца через Своего Святого Духа, чтобы мы друг друга любили, как Ты нас возлюбил, и стали Твоими истинными учениками. Аминь.

I

Умыванием ног Господь показывает нам, как Он возлюбил людей.
Когда Апостол Иоанн в своём Евангелии перед тем, как рассказать нам об умывании ног и другое, что еще происходило вечером в четверг (накануне ареста и казни Иисуса), посчитал необходимым предварить свой рассказ следующими словами: "Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их". Мы по этим словам чувствуем то, что особенно хранил в сердце ученик Иисуса, когда он их писал уже в своей старости. Образ Иисуса, полный жизни, предстаёт пред Его духовными глазами. Он оглядывается назад на то время, когда Иисус странствовал по земле во плоти и, когда Он, Иоанн, и другие ученики день за днем пребывали в сердечном общении с Иисусом. Он вспоминает то блаженное время, которое Он три года провел со своим Господом и Учителем. В сердце Иисуса он встретил любовь, с которой не может сравниться никакая другая.
В таких счастливых воспоминаниях Он взывает: "Возлюбил Своих сущих в мире, до конца возлюбил их". Иисус возлюбил Своих с самого начала, с того времени, когда Он призвал их быть Его учениками и сказал им: "Иди за мной!" Он возлюбил их до конца, когда завершил Свое дело на кресте и, склонив голову, умер. Сегодня Иоанн рассказывает нам о том, что сделал Иисус, когда в четверг в последний раз перед Своей смертью пребывал среди Своих учеников. Иоанн говорит: "Иисус знал, что всё отдал в руки Его, и что Он от Бога изошёл и к Богу отходит, что Он опять должен войти в вечную славу, которую Он имел у Отца прежде создания мира".
И что-то другое еще знал Господь, а именно, что дьявол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его. Иуда ещё находился среди учеников, но власть дьявола уже ослепила его и заключила в оковы его сердце.
Что же сделал Господь в тот вечер? Он встал после вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался им. Потом влил воды в умывальник и начал мыть Своим ученикам ноги. Господь славы так унижается и принижает Себя, что моет Своим ученикам ноги! В странах Ближнего Востока люди в те времена ходили в большинстве босыми, и потому был обычай мыть себе ноги, чтобы смыть с них пыль. Но мытье ног было занятием рабов и слуг. И если здесь Иисус вдруг Сам моет ноги Своим ученикам, то Он делает этим работу раба и слуги. Он показывает этим, как Он служит Своим ученикам, что не стыдится Он, Господь и Учитель, оказывать ученикам самую унизительную услугу. Ученики смотрят на него удивлённо и не знают, что они должны сказать на это. Когда Он подходит к середине, где находится Петр, тот не хочет этого допустить. "Господи! - говорит он, - Тебе ли умывать мои ноги?" Иисус говорит ему в ответ: "Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после". Петр говорит Ему: "Не умоешь ног моих вовек". Иисус на это отвечает: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". Тут Симон Петр восклицает: "Господи! не только ноги мои, но и руки, и голову", на что Иисус говорит: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь, и вы чисты, но не все". Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: "Не все вы чисты".
Как понимать это умывание ног? Конечно, не буквально. Это как образ того, что совершил Господь Иисус из любви к нам, дабы и нас очистить от грехов и беззаконий. Он был Сыном Божиим, но всё же на время пожертвовал Своей Божественной славой, приняв нашу кровь и плоть, жил на земле в унижении и рабстве, и был самым презираемым и униженным. Он не пришёл, чтобы служили Ему, но чтобы нам послужить. Как Он Своим ученикам умыл ноги, так Он всякий раз приходит и к нам, чтобы очистить нас от пыли и грязи грехов, чтобы мы стали чистыми и благоугодными Богу. Так Он поступал во время Своего странствования на земле с расслабленными, с великой грешницей и блудницей, с разбойником на кресте. Ни один человек не был для Него слишком плохим, слишком глубоко павшим. Он обращался к каждому: "Приходящего ко Мне, - говорит Он, - не изгоню". Самому Иуде Искариоту, замыслившему предать Его, умыл Он ноги. Иисус всегда служил и служит грешникам, очищая и освящая их. Кто отказывается от этого, тот не имеет части с Ним. Господь умывает и очищает нам всё тело при Святом Крещении. Тогда мы заново рождаемся от воды и духа. Поэтому мы и называем Крещение возрождением и обновлением в Духе Святом. Но после этого Он как бы умывает нам ноги, то есть ежедневно очищает нас от всех грехов, которые прилепляются к нам в нашем странствовании в этом мире и загрязняют нас. В Своем Евангелии Он возвещает нам Свою милость и в Святом Причастии, снова отдает нам Свою плоть и кровь во прощение наших грехов. Когда мы просим Его: "Омой меня от беззакония моего и от греха моего очисть меня", - Он отвечает: "Если будут грехи твои, как багряное, как снег убелю. Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои". Так Он сегодня вновь стоит перед нами, чтобы очистить нас от наших грехов и беззаконий. Я не знаю, с какими грехами и пороками пришли сегодня сюда вы, но знаю точно, что каждый имеет свои прегрешения, которые заставляют его ощущать страх и то, что Иисус желает омыть нас от всей нечистоты, которая запятнала нашу душу.
Что Он сделал тогда, в четверг, Своим ученикам, то же самое Он хочет теперь и нам сделать. Можно считать себя навек погибшим, десять заповедей могут тебя обвинять и проклинать, твоя совесть может тебя мучить и истязать вечным страхом перед адом и муками, но Иисус не хочет осуждать и проклинать тебя. Иисус хочет очистить и освятить тебя, если ты только жаждешь Его милости и прощения. Как Он возлюбил тебя от первого вздоха твоей жизни, так Он хочет тебя любить до конца, до твоего последнего вздоха.
Ты же следи, чтобы твой дух был без лжи и лести. Нет прощения грехов для тех, которые сами хотят пребывать в своих грехах, как Иуда Искариот. Нет прощения грехов для тех, кто, надеясь на благодать, осознанно грешит. Кому Господь прощает грехи, тому Он говорит:
"Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже".

II

Умыванием ног Господь показал нам пример, как мы должны любить друг друга.
"Когда же умыл Своим ученикам ноги и надел одежду Свою, то возлегши опять, сказал им: Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам". Итак, Господь дал умыванием ног пример Своим ученикам и нам, как мы должны друг друга любить.
Только что перед этим между учениками, когда они рассаживались, чтобы начать вечерю, возник спор о том, кто из них главнее. Иисус на это сказал им: "Кто из вас больше, будь меньший, и начальствующий, как служащий. Он, самый большой и начальствующий среди них, умывает им ноги и требует этим от них последовать Ему в смирении и служащей любви.
Умыванием ног Господь дал нам пример, как мы должны любить друг друга. Мы должны любить ближнего настолько, чтобы ради этого быть готовыми самим унизиться, если потребуется, как и Иисус унизился. Мы должны к своему ближнему проявлять служащую любовь даже, если он наш враг, ибо Иисус умыл ноги и Иуде Искариоту.
Мы должны нашего ближнего любить не на словах, но делом и истиною. Господь говорит:
"Поэтому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Но тем, у которых Он не найдет любви, Он однажды скажет: "Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие". Мои дорогие! Мы все связаны друг с другом не только одинаковыми языком и обычаями, но также ещё одной и той же верой в Евангелие об Иисусе Христе и кровью Нового Завета, которая пролилась за всех нас для примирения. Если мы связаны такими прочными узами друг с другом, то радость одного должна быть радостью другого, горе одного - горем другого.
Апостол Павел говорит: "Славится ли один член, с ним радуются все члены". Ибо мы тесно связаны друг с другом, как члены тела Христианской Церкви, глава которой есть Христос. Как же обстоит дело с вашей взаимной любовью, дорогие члены общины? Вы тоже радуетесь с радующимися и плачете с плачущими? И, если один член общины погряз в грехах и идёт путём погибели, касается ли это ваших сердец или вы говорите: "Что мне до этого за дело?" Ищете ли вы впавшего в грех человека исправлять с кротостью и любовью или бросаете в него камни насмешек и толкаете его ещё глубже в грязь греха? Осуждать грешника и отталкивать его - это фарисейство. Иисус искал грешников, чтобы очистить их, и помогал им покаяться и сойти с пути погибели.
Вы, живущие в достатке, которых Бог благословил земными благами, есть ли у вас участливое сердце для нужды нищих? Помогаете вы им нести тяготы жизни и мучений? Облегчаете вы им их горький жребий своей любовью и приветливостью? Видите вы и в нищих ваших братьев, за которых так же пролилась кровь Христа, как и за вас? Горе вам, если вы к их нужде останетесь холодными, равнодушными, чёрствыми, если нищих презираете и унижаете, если вы нужду нищих используете, чтобы ваш собственный кошелек еще более наполнить! Тогда вы не ученики Христа, ибо не живут в вас Христовы чувствования любви.
Кто не имеет Христовых чувствований, тот и не Его, А вы, нищие, как вы относитесь к зажиточным? Не живёт ли тёмная зависть и злоба В вашем сердце? Довольствуетесь ли малым, которым Господь вас наделил7 Имеете ли вы смирение и терпение, какие были у Христа, который вам показал на собственном примере, как надо жить в этом мире, даже тогда, когда был настолько беден, что негде было преклонить голову?
Как же обстоит дело со служащей любовью в наших домах и семьях? Мужья И жены, родители и дети, мачехи, отчимы и пасынки, свекрови, тести и снохи, зятья, хозяева и хозяйки, слуги и служанки, вы связаны друг с другом родственными узами, живёте под одной крышей и ежедневно общаетесь. Можно ли по вашей любви и приветливости друг ко другу узнать, что вы ученики Христа?
Служите ли вы друг другу так, как Христос того требует, когда говорит: "Я дал вам пример, чтоб вы делали то же, что Я сделал вам?" Увы, сколько ненависти и злобы мы часто находим среди членов одной семьи, которые должны бы больше всего любить друг друга! Некоторые, может быть, и живут со всеми другими людьми в мире, но только не с домашними, и всегда жалуются на то, как тот-то и тот отравляет ему жизнь. Испытай же себя, ты, который так жалуешься, не ты ли сам отравляешь жизнь всем другим своим эгоизмом, своей самоправедностью, своим острым языком и постоянными колкостями?
Кто хочет пожинать любовь, тот прежде должен сам ее и посеять, помня: "Что посеешь, то и пожнёшь".
О, как много греховной грязи набралось в некоторых семьях! Как часто один член семьи озлоблен и ожесточён против другого! Как, однако, могут в некоторых семьях день за днём ссориться, ругаться! А если и не открыто ссорятся, то ворчливы и неприветливы друг к другу, не говорят друг другу добрых слов и в сердцах кипят тёмная злоба и зависть. И при этом всяк оправдывает себя, говоря: "Этот и та делают уж слишком! Неужели я должен всё это терпеть?" Иногда доходит до того, что желают себе смерти и говорят: "Ах, лежала бы я уже под землёй, тогда бы я успокоилась!" Тем, кто так думает, я говорю: "Если ты не обратишься к Богу и не избавишься от ненависти и злобы, если ты не стараешься победить зло добром, как Христос, то покой не придёт к тебе ни здесь, ни под землёй".
Ибо только народ Божий успокоится, а к народу Божьему относятся те, которые поступают по слову Христа: "Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам". Свою укоренившуюся ненависть, свою зависть и злобу ты должен усмирить, если пример Христа коснулся твоего сердца. Если ты хочешь, чтобы Христос оказал тебе милость, то и ты должен оказывать милость другим. Если ты хочешь, чтобы Христос тебе все простил и забыл, то и ты должен все простить и забыть своим ближним. Если ты хочешь, чтобы Христос ежедневно очищал тебя от всей греховной грязи, то и ты тоже должен быть терпеливым к своим ближним и любить их любовью, которая не раздражается, всё переносит, всему верит, на всё надеется, всё терпит.
Христос говорит: "Я дал вам пример, чтобы вы делали так же, как Я сделал вам". Так идите же и показывайте своей служащей и прощающей любовью, что Христос вам этот пример дал не напрасно. 
 Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий