понедельник, 19 марта 2012 г.

4-е ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ ТРОИЦЫ




Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Луки 6, 36-42.
"Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" 


Возлюбленные в Господе! Христос, когда проповедовал, не всякий раз говорил о благодати Божией, о призвании к Царству Небесному, о примирении через кровь Нового Завета. Он часто проповедовал и об обязанностях в повседневной жизни, о плодах, которые творит Дух Божий в сердце и в жизни прощенного грешника. Господь не пришёл нарушить Закон и пророков, но исполнить. Кто знает проповеди Христа, тот знает, сколько Он тратил времени и усердия, чтобы растолковывать людям Закон Божий, тот знает, с какой серьезностью Он относился к тому, чтобы назидать нас в том, как мы должны относиться друг ко другу, если желаем стать чадами и наследниками Божьими. Он четко и просто объясняет, что посредством лишь пустого взывания: "Господи, Господи", - мы в Царство Небесное не попадём, но чтобы попасть туда должны исполнять волю Божию, как Он открыл её нам через Христа.
В нашем сегодняшнем Евангелии Господь как раз и говорит об обязанностях, которые мы имеем по отношению друг к другу. Он показывает нам милосердие Божие по отношению к нам и призывает нас тоже быть милосердными по отношению к нашим ближним. Уже не мало, если человек, живущий в этом мире, полном беззакония, стремится жить в мире со всеми. Так поступает Бог Отец с нами и призыв Христа звучит: "Будьте милосерды, как и ваш Отец милосерд". Обетование, которое дано милостивым нашим Господом гласит: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут".
Исследуем следующие слова Иисуса:
Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд!
Господь в нашем Евангелии требует, чтобы мы были милосердны:
1. в осуждении,
2. в даянии,
3. в обличении.

Милосердный, любящий Бог, Ты оказываешь нам Свою милость каждый день, не по беззакониям нашим судишь нас и не по грехам нашим воздаёшь нам, ибо как высоко небо над землёю, так велика милость Твоя к боящимся Тебя. Но как мало следуем мы Твоему примеру милосердия. Как непреклонны и эгоистичны бываем мы по отношению к нашим братьям и сестрам. О, прости грехи наши и пробуди нас через Слово Твоё к сердечной любви, терпению, милосердию ко всякому. И благослови проповедь слова Твоего в наших сердцах через Твоего Святого Духа. Аминь.


I

Мы должны быть милосердны к нашему ближнему прежде всего в осуждении. Мы не имеем права осуждать или проклинать, но, напротив, должны прощать ближнего своего.
"Не судите, - говорит Господь, - да не судимы будете". Что нам ещё более необходимо, чем чтобы быть несудимыми? Мы все без исключения должны признать перед Богом: "Господи, если Ты хочешь грехи вменить, кто может устоять?" Мы все должны молить Его: "И не входи в суд с рабом Твоим, ибо перед Тобой не оправдается ни один из живущих".
Господь Бог говорит нам в Своём слове, что Он не вспомянет нам грехи наши и в суд с нами вступать не хочет. Он обещал нам избавление от суда и послал Своего Единородного Сына в мир не для того, чтобы Он судил, но чтобы мир через Него мог спастись. Иисус говорит: "Кто слышит Моё слово и верит в Пославшего Меня, на суд не приходит, но переходит от смерти к вечной жизни". Он не осудил бедных грешников, которые приходили к Нему, а показал путь, идя которым можно избежать суда. Его отношение к грешникам было иным, нежели отношение к ним самоправедных фарисеев, ибо те грешников и мытарей только осуждали. Иисус же миловал их и указывал им путь, ведущий в Царство Небесное. Фарисей Симон не хотел иметь ничего общего с большой грешницей, Иисус же помиловал её. Когда ученики Христа увидели слепорождённого, они предположили: "Учитель, кто согрешил, он или его родители, что он родился слепым?" Иисус же ответил: "Не согрешили ни он, ни его родители, но это для того, чтобы над ним совершились дела Божий". То есть, ученики готовы были осудить, Христос же не осудил слепорожденного, а исцелил его.
Также и мы не должны судить своих ближних, но миловать, как и Бог помиловал нас во Христе. Конечно, нам не следует лгать и чёрное называть белым, и белое - чёрным, мы не должны приукрашивать грех, а должны называть его своим именем, но к самим грешникам мы должны быть милосердными.
Господь говорит: "Не проклинайте, и не будете прокляты". Ведь нет ни одного человека, который не заслуживал бы Божьего гнева и осуждения. Это говорит нам Слово Божье и наша совесть. У каждого человека есть такие мгновения, когда он, если в нем есть хоть малая толика веры в Бога и страха Божьего, взмолится: "Господи, не наказывай меня во гневе Твоём". Мы, христиане, знаем, что избежали проклятия, да и кто хочет быть проклятым. Христос с нами. Который умер, но ещё более важно. Который и воскрес, и сидит одесную Бога и является нашим Посредником.
Как Бог не стремится осуждать нас, так и мы не должны осуждать ближнего своего. Иисус нам и в этом оставил пример, чтобы мы следовали по Его стопам и были милосердными. Когда фарисеи и книжники однажды привели к Нему прелюбодейку и спросили: "Моисей повелел нам в законе таких побивать камнями, что скажешь Ты?" Иисус отвечал: "Кто из вас без греха, тот первый брось камень". Фарисеи осудили грешницу, Иисус же сказал: "Иди и не греши впредь". Так и нам следует поступать с каждым грешником, если любовь Христа излита и в нашем сердце.
"Прощайте, - говорит Господь - и прощены будете". Нет такого большого греха, которого Бог не хотел бы простить нам во имя Иисуса Христа. Он говорит нам: "Если грехи ваши будут как багряное, - как снег убелю, если будут красны как пурпур, - как волну убелю". Но если Господь прощает гору долгов, не должны ли и мы нашим ближним простить их малую кучку долгов? Иисус не только учил любить врагов, благословлять проклинающих нас, молиться за обижающих нас, но поступал так и Сам и, вися на кресте, молился за врагов своих:
"Боже, прости им, ибо не знают, что делают". Стефан под градом камней иудеев тоже не осуждал, а молился за них: "Господи, не вмени им греха сего". Так и мы должны прощать грехи и ошибки наших ближних, быть милосердными ко всем согрешающим против нас, как и Бог милосерд к нам и по Своей великой милости прощает нам все наши грехи.
II

Бог призывает нас быть милосердными в даянии. Он говорит: "Давайте и дастся вам: мерою доброю, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше, ибо какою мерою мерите и вам отмерено будет".
С детства и до старости мы все, без исключения, зависим от даров, которые Отец Небесный даёт нам по милости Своей. Мы уповаем на Него, и Он даёт нам пищу в своё время. Он открывает Свою милостивую руку и насыщает всё живущее. Бог даёт нам щедро, и часто больше, чем нам необходимо, и если мы спросим, почему, то ответ ясен: чтобы и мы также давали нуждающимся.
Апостол Иоанн говорит: "Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворит от него сердце своё, как пребывает в том любовь Божия? Дети, будем любить не словами или языком, но делом и истиною".
Куда бы мы ни взглянули, везде мы можем видеть нужду и бедность, и слышать много жалоб и стенаний нуждающихся, просящих помощи. Тогда призывает нас милосердие: "Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся, бедных введи в дом твой; когда ты увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся". Если мы равнодушно проходим мимо нужды другого, не замечая её, тогда мы подобны священнику и левиту из притчи о добром самарянине, которые равнодушно прошли около несчастного, пострадавшего от разбойников. И тогда напрасно носим звание христианина. Тогда мерою, которою мы мерим, будет и нам отмерено. Ибо придёт суд на тех, кто не творил милостыню. Мы должны не ослабевать в даянии. "Будем творить добро, не ослабевая", - пишет апостол Павел к Галатам. В даянии не ослабевать, - это особенно значимо в наше сегодняшнее время, когда вокруг, вблизи и вдали раздаются голоса о милосердии и помощи. Мы должны быть милостивыми не только к живущим вблизи нас, но и к тем, которые находятся далеко, и тем самым содействовать, чтобы Царство Небесное строилось и разрасталось. Стучится ли к нам библейское общество и просит помощи для распространения слова Божия, Библии, - этого хлеба жизни, там, где ее еще не имеют, обращаются ли к нам диаконические общества с просьбами об оказании помощи нуждающимся, мы должны ее оказывать, и, прежде всего, братьям по вере.
Языческий мир зовет: "Придите к нам и помогите нам". Господь дал христианам повеление проводить активную миссионерскую работу: "Идите и научите все народы". И миссионеры идут туда, куда их зовут, оставляя своих друзей и Родину, ДЛЯ ТОГО, Чтобы принести свет Евангелия тем, кто еще находится в смертной тени язычества. Наш с вами долг - материально поддерживать таких проповедников Слова Божия.
Наше даяние может оказывать всестороннюю помощь. Господь, однако, не только повелевает давать, но и напоминает нам, что и нам дано будет. Да, всякое даяние вознаграждается. Дающему воздается мерою доброй, утрясённой, нагнетенной и переполненной, ибо "какой мерой мерите, такой же и вам отмерится" - говорит Господь. Его слово верно и нерушимо. Все, что мы даем нашим ближним. Господь рассматривает, как даяние Ему. Придет день, когда Господь скажет милосердным: "Придите и наследуйте Царство Небесное, уготовленное от начала мира. Ибо Я был голоден, и вы накормили Меня, Я жаждал, и вы напоили Меня, Я был странником, и вы оказали Мне гостеприимство, Я был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посещали Меня. Ибо, что вы сделали ближнему своему, то сделали вы для Меня".

III

И ещё Господь призывает нас быть милосердными в обличении. Он рассказывает нам по этому поводу такую притчу: "Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего: "брат, дай я выну сучок из глаза твоего", когда сам не видишь бревна в твоём глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего".
Направить заблудшего брата, заблудшую сестру на правильный путь - это хорошо и правильно, и это наша обязанность. Но вопрос часто в том, знаем ли мы сами этот правильный путь? Мы можем показать грешнику правильный путь, но можем указать и неправильный. Если мы сами идем неверным путем, тогда можем оба упасть в яму.
Кто показал ближнему путь спасения, тот исполнил слова, написанные у Иакова: "Кто обратит Грешника от ложного пути, спасает душу от смерти, и тем покроет множество грехов". Слепому же, который ведет слепого, такое не обещано.
О том, как нам помочь заблудшему правильно, говорит нам Господь сегодня в Евангелии. Во-первых, мы должны признать, что мы сами большие грешники, ещё большие, нежели наши ближние, то есть должны признавать свой грех за бревно, грех же ближнего - маленьким, как щепка.
Но действительно ли то, что наши грехи велики, как бревно, а грехи нашего ближнего малы, как щепка? Мои дорогие, это действительно потому, что Сам Христос это говорит, а Его слово - истинная правда. И в этом нам не сложно убедиться, если поверим слову Божиему. Так, апостол Павел свидетельствует о себе, что он меньший среди Апостолов и больший среди грешников, несмотря на то, что работал больше, чем все другие Апостолы. Будем же и мы думать о себе так же, оставив при этом губящую нас гордыню.
Признание того, что наши грехи больше грехов нашего ближнего, что наш грех словно бревно в нашем глазу, а грех нашего ближнего, словно щепочка в глазу нашего ближнего, означает: не осуждай другого. Ибо судить - это исключительное право Бога.
Лишь осудив собственный грех, собственную гордыню, - мы сможем помочь и нашему ближнему найти правильный путь. Тогда это уже не будет происходить в высокомерном тоне, но с любовью и милосердием.
Как милосердно возвращал Христос заблудших! Вспомните хотя бы, как, когда в четверг перед Пасхою произошел спор между учениками, кто из них наибольший, Он научил их смирению тем, что, встав, по очереди мыл им ноги. Как Он вел их по пути смирения, следует поступать так и нам. Ибо Господь говорит: "Пример Я вам преподал, чтобы и вы поступали так, как и Я с вами поступил".
"Будьте милосерды, - говорит Господь, - как Отец ваш милосерд!" Милосердны в осуждении, милосердны в даянии, милосердны в обличении. Так ступайте же и упражняйтесь в таком милосердии, чтобы стать вам детьми милосердного Отца и наследниками Его обетовании. Будьте исполнителями Слова, а не только слушателями. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий