воскресенье, 18 марта 2012 г.

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА




Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Евангелие от Марка 15, 22-39.
"И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. В шестом же часу настала тьма по всей земле и [продолжалась] до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий" 


Мы отмечаем сегодня день, в который Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, отдал Свою жизнь ради нас. В Духе стоим мы сегодня на Голгофе и видим, как Иисус под насмешки Своих врагов, в страхе, проклинаемый, в невыразимых муках, распятый на кресте, склоняет Свою голову и умирает.
Смерть сама по себе серьёзный и сильный проповедник. Она не кричит громко и не шевелит губами, и все же ее проповедь проникает в нас, как обоюдоострый меч, во всю нашу сущность. Сегодня нам проповедует смерть Иисуса Христа, нашего Спасителя. Это самая могущественная и потрясающая проповедь, которая когда-либо была проповедована. Ибо смерть Иисуса касается не только того или иного человека. Его смерть касается всего мира. Поэтому и собираются сегодня в бесчисленных храмах у креста Христова христианские общины и молятся Распятому: "Христос, Агнец Божий, понесший грехи мира, помилуй нас, дай нам твой мир!"
На основании слышанного текста Писания дадим ответ на вопрос: о чем проповедует нам смерть Христа на кресте?
Она проповедует нам:
1. о власти греха и призывает нас к покаянию;
2. о силе благодати и призывает нас к вере.

Ты же, господь Иисус, Который однажды на Голгофе был за нас распят на кресте и освободил нас от проклятия, благослови для нас сегодняшний день, чтобы мы в Твоей крови нашли благодать и мир, жизни и блаженство.
Хвала Тебе, Христос, Который на древе креста претерпел за нас мученическую смерть и господствуешь с Отцом ныне и вовеки! Помоги нам, бедным грешникам, достичь блаженства в Тебе! Аминь.

I

Смерть Христа, распятого на кресте, проповедует нам о власти греха и призывает нас к покаянию. На место суда, Голгофу, ведет нас сегодня наш текст из Евангелия. Иудеи и язычники объединились и ведут на Голгофу в кровь избитого человека, чтобы исполнить над ним смертный приговор. Кто же тот, которого, как преступника, распяли на кресте среди двоих убийц? Кто он, тот, который должен был претерпеть такие пытки и муки? Что он сделал злого, что они не только казнят его таким страшным способом, но также и до последнего момента насмехаются над ним? Евангелие рассказывает нам, что Он совершил. Труждающихся и обремененных Он звал к себе, утешал их, и успокаивал в их горе, слепых делал зрячими, глухих слышащими, немых говорящими, прокажённых очищал, хромые стали ходить. Голодным давал хлеб и осушал слезы вдов. Устрашенным грешникам проповедовал прощение, а сокрушенным сердцам - мир с Богом. Даже на кресте Его уста произносили только слова любви, утешения и мира. Он молился даже за своих ослепленных врагов: "Отче, прости им, ибо они не знают, что делают". Своих, скорбящих по Нему, Он утешал, говоря матери Своей: "Жена! Се, сын твой!" - и Своему ученику Иоанну: "Се, матерь твоя!" Раскаявшегося разбойника Он благословил и дал ему обещание: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".
Что же сделал Он злого, что должен был так страдать и погибнуть? Он свидетельствовал перед всем народом, что Он есть Мессия, о Котором говорили пророки, и на Которого надеялись отцы, но Ему не поверили. Он неоднократно спрашивал: "Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?", на что Ему отвечали руганью и злословием, обзывали Его самарянином, в которого вселился бес. Его арестовали и отдали под высшие в Иудее духовный и мирской суды: под суд синедриона, где главенствовал первосвященник Каиафа и под суд римского наместника Понтия Пилата. И хотя все предъявленные Ему обвинения оказались ложными. Его все же казнили. Он должен был, словно преступник, умереть на Голгофском кресте.
Что же все-таки привело Его на крест? Ни что другое, мои дорогие, как грех и злоба людские. Тогда один грех протягивал руку другому греху. Дьявол руководил в целом, но люди были его орудиями для убийства Иисуса. Если бы Иисус послушался дьявола, искушавшего Его в пустыне, тот оставил бы Его быть может в покое, но тогда Иисус ответил ему: "Отойди от меня, сатана!" И тот с тех пор не успокаивался, пока не привел Иисуса на крест.
Один грех протягивал руку другому греху, чтобы привести на крест Господа славы: это фарисеи со своей самоправедностью, это народ со своей нерешительностью, это Иуда Искариот со своим предательством и воины со своей жестокостью и грубостью. Все они внесли свою лепту в то, чтобы привести Иисуса на крест. Все эти грехи вышли из глубины сердец, возлюбивших тьму больше, чем свет. Они ненавидели свет и не хотели терпеть Его в своей среде. Иисус призывал их к покаянию, к обращению, но они пренебрегли Его словом, и грех все возрастал и умножался. Как растут плевелы, так растет и грех. Сначала эти люди ненавидели Иисуса втайне, но затем перешли к открытым действиям, схватили Его и казнили. К этому человеческому роду, к этим детям Адама относимся и мы все. У нас такое же сердце, какое было у тех, прибивших Иисуса ко кресту. Мы их кровные родственники. В наших венах течет такая же грешная кровь, которая текла в их венах. Сердце человека есть бездна греха и злобы. Мы все виновны в гибели Иисуса. Поэтому и все мы должны под крестом Христа ударять себя в грудь и молиться: "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!"

День, в который мир распял Спасителя, должен стать для каждого из нас днем нашего покаяния. Там, под крестом на Голгофе, мы очень мало видим раскаяния и покаяния. Римские воины не ощущали ни малейшей жалости к распятому. После того, как они выполнили свою работу палачей, они в своей алчности думали только о Его одеждах и бросали жребий, кому что достанется.
Люди, которые проходили мимо креста, злословили, кивали головами и говорили: "Э! разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси себя самого и сойди со креста". Первосвященники с книжниками, насмехаясь над Ним, говорили друг другу: "Других спасал, а себя не может спасти! Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы увидели, и уверуем". Только один из двух распятых рядом с Христом разбойников вспомнил о своих грехах и в раскаянии и покаянии обратился к Господу: "Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!" Да о язычнике сотнике, который руководил казнью, нам рассказывается, что смерть Иисуса произвела на него такое впечатление, что он воззвал: "Истинно человек этот был праведник!"
Так было там, под крестом Христа, так оно остается и поныне. Смерть Иисуса очень многих оставляет холодными и равнодушными и лишь немногие обращаются к Господу в раскаянии и покаянии. Кто под крестом Христа еще может оставаться в своих грехах, для того кровь Христа текла к осуждению; для того же, кто в раскаянии и покаянии взирает на Распятого, кровь Христа текла к примирению.

II

Смерть Христа проповедует нам о силе благодати и призывает нас к вере. Бог сделал Страстную пятницу для всех покаявшихся грешников днем благодати и спасения. Когда Иосиф был продан братьями в Египет, это было, конечно, тоже постыдным делом, в котором проявили себя многие грехи и злоба, но Бог направил при этом все к лучшему, так что Иосиф, познав пути Божий, сказал своим братьям: "Вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей". Так Бог и в Страстную пятницу, в день, когда свершилось самое гнусное на земле дело, обратил все случившееся к лучшему и сделал его днем благодати и спасения для всего мира. Что там делали люди, они, конечно, делали как орудия сатаны, но в то же время, против своей воли, служили только Божьему плану спасения. Ибо распятый ими Иисус был Агнцем Божиим, Который понес грехи мира. Пророк Исайя говорит: "Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Господь возложил на него грехи всех нас. Он взял на себя наши немощи, и понес наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем, и ранами Его мы исцелились".
Иисус страдал на Голгофе как наш поручитель. Он искупил вину как наш заместитель. Он искупил все наши наказания, даже проклятие быть оставленными Богом.
Перед смертью на кресте Он произнес: "Совершилось!" - и, склонив голову, умер с молитвой: "Отче! В руки Твои предаю Дух мой!" И тогда завеса в храме перед святая святых разорвалась надвое сверху донизу как знак того, что теперь для всех нас открыт вход туда. Христос, наш Первосвященник, принес за нас жертву, имеющую значение в вечности. Он искупил Своей святой кровью наши грехи, заплатил за нашу вину и принес вечное спасение. Теперь заключен Новый Завет - Завет благодати, Завет примирения, Завет, где кровь Христова постоянно взывает - "Милосердие!". Закон, который был однажды дан на Синае, не может нам помочь. Закон свят и хорош, но он осуждает и проклинает нас, он ведет нас в ад и отчаяние. Христос, принесённый за нас в жертву на Голгофе, освободил нас от проклятия закона, примирил нас с Богом.
Кто верит в Него, тот праведен, у того мир с Богом, тот чадо Божие и наследник вечной жизни.
Страстная пятница - это великий день примирения Нового Завета. На этот день указывает коринфянам Апостол Павел, когда пишет им: "Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, ибо не знавшего греха Он сделал за нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом". На этот день указывает нам Апостол Иоанн, когда пишет: "Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира". На этот день указывает нам Апостол Петр, когда пишет: "Знайте, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа как непорочного и чистого Агнца".
Все они в вере в Агнца Божия, Который был заклан за наши грехи, нашли мир с Богом и надежду на вечную жизнь. Для этого и мы мысленно стояли сегодня под крестом Христа, чтобы в вере утвердиться в том, что и нас Христос примирил с Богом, что и мы через Его смерть на кресте спасены от страха смерти и вечного суда. Как Моисей вознес в пустыне медного змия, так должно было быть вознесено Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. В Нем будем искать наше убежище, если наши грехи будут нас устрашать и мучить, и в том искать утешения себе, что Его кровь, за нас пролитая, нас очищает от всех наших грехов. В Нём будем искать наше убежище во всех страданиях и скорбях этого мира и тем утешаться, что Он за нас нес самый тяжелый в мире крест. В Нем будем искать наше убежище и во имя Его говорить: "Отче! В руки Твои предаю дух мой".
Христос возлюбил нас до смерти. Поэтому мы тоже должны под Его крестом обещать Ему свою любовь и верность до смерти и говорить:
Благодарю Тебя, Христос,
За все Твои страданья:
О Боже! Утиши мой дух
Избытком всех Твоих заслуг
В час с жизнью расставанья! 

Аминь.

Карл Блюм ("Благодать на Благодать" сборник проповедей на каждое воскресенье церковного года)

-------------------------------
При использовании данного материала ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий